Сегодня уже почти не осталось тех, кто защищал его с оружием, работал на заводах. Но, кроме взрослых, в блокадном кольце оставались дети. Маленькие и постарше, все они испытали на себе ужасы войны. У каждого остались свои воспоминания о тех днях. И тем дороже эти крупицы.
Анечка родилась 23 мая 1934 года. Когда началась война, ей едва исполнилось 7 лет. Самое время идти в школу, но не случилось. Папа ушёл на фронт, а она осталась с мамой, бабушкой и 9-летним братом Борей. Холод и голод уже наступают. К ним на Думскую улицу переселяется мамина сестра с дочкой Тамарой. Вместе легче выжить и пережить страх бомбёжек и артобстрелов.

«После пожара Бадаевских складов Боря принёс мешочек оплавленного с землёй сахара, который разделили по-братски. До наступления заморозков мама с Борей ездили в поля за городом, собирали капустные кочерыжки, варили суп», — вспоминает Анна Фёдоровна Сапунова.
А ещё, как и многие ленинградцы, ели столярный клей и дуранду, а если повезёт — шроты.
«Как творог, но с чем-то вроде опилок. Иногда туда даже добавляли изюм. Делали как сырники. Очень вкусно считалось», — улыбается она.
Но голод давал о себе знать. У соседки по коммунальной квартире в один день умерли 5 детей из 7.
«Я смотрела в окно, как тётя Люба выносила их завёрнутыми в простыни. К нам во двор почти каждый день приезжала лошадь с телегой, на которой стоял большой ящик, сколоченный из досок, и она складывала туда своих детей по одному. Вскоре умер муж, которого она вывозила уже на себе, а потом и она сама умерла», — рассказывает Анна Фёдоровна.
По чьему-то доносу маму и её сестру арестовали, и дети остались с бабушкой, которая вскоре умерла. Сестрёнка Тамара ушла к своей бабушке. Однажды маленькая Аня пошла к ним, но Тамарина бабушка сказала, что она не сможет прокормить двоих детей и ей надо вернуться к себе домой.
«Я шла по Невскому проспекту от Александра Невского. Голодная, ноги не шли, а навстречу — люди с саночками, на которых были завёрнутые тела детей», — вспоминает она.
Но, как говорит блокадница, даже в то время были милосердные люди. Когда она ждала на улице брата, к ней подошла старушка и отдала кусочек своего хлеба, которым девочка поделилась с братом.

«Если бы не этот кусочек хлеба, я бы умерла», — уверена Анна Фёдоровна.
Соседка помогла ребятам попасть в распределитель, откуда они были направлены в детские дома. Разные. Сестра и брат, который заботился о ней всё это время, на несколько лет оказались разлучены. В июле 1942 года по вскрывшейся Ладоге её детский дом эвакуировали в город Ковров Ивановской области.
«Мы уезжали на каком-то большом пароходе под такой страшной бомбёжкой, что на том берегу нас просто закидывали в автобус, чтобы скорее увезти. Потом посадили в поезд и начали кормить. Говорят, что от переедания после голодухи некоторые умерли», — говорит Анна Фёдоровна.
На Большой земле детей в первую очередь отмыли, переодели, начались школьные занятия.
«Однажды мы написали письмо Будённому, что нам нужна лошадка. И он прислал. Она была тяжеловоз и возила воду», — делится она детскими воспоминаниями.

Аня вернулась в Ленинград в свой день рождения — 23 мая 1945 года. Брат к этому времени уже вернулся сам, а маму и её сестру ещё в 1942 году оправдали, а 1946-м даже наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Много лет она работала в охране одного из ленинградских заводов.
Из-за прогрессирующего сухого плеврита девочку отправили в местечко Усвяты под Невелем, где она окончила семь классов, после чего вернулась в Ленинград. В 16 лет пошла работать на завод «Линотип», где с 14 лет работал слесарем-инструментальщиком её брат. Параллельно окончила среднюю школу, получила 6-й разряд по специальности намотчица трансформаторов. Несколько лет проработала в НПО «Ленинец», затем почти 40 лет — в НПО «Авангард». За свой труд Анна Сапунова отмечена орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За трудовую доблесть». Есть у неё и звание, которым Анна Фёдоровна очень гордится. Она почётный донор СССР. Но главная награда — медаль «За оборону Ленинграда».
В 1955 году Анна вышла замуж, родила двоих сыновей.

«Я старалась их воспитывать. Они закончили школу, техникумы, стали специалистами своего дела. Теперь у них уже свои дети. Я стала бабушкой», — радуется Анна Фёдоровна.
Судьба подарила ей счастливую семью, а Бог наградил талантом. Её дом украшают удивительные цветы, сплетённые из бисера, картины из бересты, тополиного пуха и много других необыкновенных вещей из самых обычных материалов: соломы, шишек и даже консервных банок. И это лишь немногое из того, что было сделано её руками.
А ещё, несмотря на тяжёлое детство, она не ожесточилась, осталась доброй, весёлой и очень живой.