На сегодняшний день болезнь Паркинсона считается самой быстро распространяющейся неврологической патологией человека. Этот страшный и практически неизлечимый недуг убивает нервные клетки, лишая человека подвижности и тем самым способствуя преждевременной смерти. Начинается болезнь не с мозга, как можно было бы подумать, а с кишечника, выяснили в своём недавнем исследовании американские медики.
Современная медицина традиционно винит в «приходе Паркинсона» экологию и генетику. Поскольку эти факторы можно выявить в развитии практически любого заболевания, то честнее, наверное, было бы сказать, что внятных представлений об этиологии Паркинсона у науки пока нет. Так что любые исследования на эту тему немедленно вызывают широкий общественный интерес и отклик во врачебном сообществе.
Кишечник под прицелом
Идея о том, что Паркинсон каким-то образом может быть связан с проблемами в кишечнике, возникла у нью-йоркского медицинского генетика Инги Петер (Inga Peter) и её соавторов не случайно. Команда исследователей обратила внимание на то, что значительная часть пациентов с болезнью Паркинсона страдает сопутствующими воспалительными заболеваниями пищеварительного тракта. После того как с этой бедой удавалось справиться, симптоматика основного заболевания также заметно ослабевала.
Как сообщают медики в своей статье в журнале JAMA Neurology, они изучили две крупные национальные базы данных, содержащие истории болезни 144 тысяч человек, страдающих одновременно от Паркинсона и колитов (воспалительных заболеваний кишечника), и 720 тысяч относительно здоровых контрольных пациентов. Как оказалось, пациенты с «букетом» из Паркинсона и колитов встречались на 28% чаще, чем больные, не испытывающие проблем с пищеварением. После назначения комплексной терапии у первых отмечалось 78-процентное снижение проявлений болезни Паркинсона по сравнению с контрольной группой, которой кишечные расстройства не лечили.
«У пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника наблюдалась более высокая частота болезни Паркинсона, чем среди лиц без воспалений. Раннее воздействие противовоспалительной терапии приводит к существенному снижению заболеваемости болезнью Паркинсона, — приходит к выводу Инга Петер. — Эти данные подтверждают роль системного воспаления в патогенезе обоих заболеваний. Дальнейшие исследования необходимы для определения того, может ли соответствующее лечение снизить риск возникновения болезни Паркинсона».
Хорошо забытое старое
Справедливости ради стоит отметить, что подозрения о взаимосвязи проблем в нервах и кишках возникали у докторов и прежде. Самое первое подобное умозаключение обнаруживается в трудах британского хирурга Джеймса Паркинсона (James Parkinson), давшего своё имя грозному недугу. В 1817 году медик сообщал о том, что у пациентов, страдающих дрожащим параличом (так называл болезнь Паркинсона сам её первооткрыватель), часто наблюдается запор. А в одном из шести описанных им случаев заболевания лечение желудочно-кишечного тракта, по всей вероятности, облегчило и проблемы с движением, вызванные основным заболеванием.
С тех пор врачи время от времени пытались обнаружить следы Паркинсона в глубинах пищеварительной системы, но отчётливого успеха не добились. И хотя определённые результаты им всё же получить удалось, но магистральным направлением исследований на долгие годы стало вдумчивое изучение поражённых нейронов и выявление факторов, вызывающих аномальное состояние одного из белков, характерное для больных Паркинсоном.
Только в 2003 году анатом Хейко Браак (Heiko Braak) из германского Университета Ульма сформулировал гипотезу кишечной этиологии болезни Паркинсона. Анатом заметил, что в телах погибших от недуга пациентов так называемые тела Леви — сгустки тех самых аномальных белков альфа-синуклеинов — дислоцировались не только в мозге, но и в тканях желудочно-кишечного тракта. Со временем Браак предположил, что патологические изменения у пациентов обычно начинаются в кишечнике и заканчиваются в мозге и этот процесс каким-то образом связан с «ещё неизвестным патогеном», в свою очередь имеющим отношение к блуждающему нерву.
К настоящему времени накоплено достаточно доводов в пользу кишечного происхождения болезни Паркинсона. Однако без ответа остаётся закономерный вопрос — с чем связаны и когда развиваются эти изменения желудочно-кишечного тракта? Кроме того, важный диагностический признак Паркинсона — тела Леви — были встречены и в обонятельных луковицах, что заставляет медиков рассматривать в качестве места зарождения Паркинсона ещё и нос.
«Я полагаю, что, вероятно, существует множество мест возникновения болезни Паркинсона, — озвучила журналу Scientific American общее мнение современной медицины нейробиолог Института Ван Анделя в Мичигане Вивиан Лабри (Viviane Labrie). — Для одного это может быть кишечник, для другого — обонятельная система или нечто, развивающееся в мозгу».