Пик проблем с авиакомпанией «ВИМ-Авиа» пройден, и в течение недели ситуация полностью разрешится, считает директор Ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко. Сейчас туристы, которых на момент остановки деятельности авиакомпании за рубежом находилось 39 тысяч (из них 12 тысяч — с просроченными датами), возвращаются в плановом режиме.
«На сегодняшний день туристов с просроченными датами в путёвках нет. Менее 10 тысяч находятся на плановом отдыхе, по окончании которого будут возвращены на родину», — отметил он.
Эту информацию подтверждают и в Минтрансе, по его данным, со вчерашнего дня «ВИМ-Авиа» осуществляет перевозки пассажиров в плановом режиме и до середины октября все рейсы будут окончательно завершены.
Пример для Минтранса
В сложившейся ситуации наиболее актуальным стал вопрос об ответственности авиакомпаний перед пассажирами за задержку или отмену рейсов, которая установлена воздушным законодательством. Однако на прошедшем накануне совещании в Минтрансе РФ глава ведомства Максим Соколов отметил, что она недостаточна.
«Необходимо обсудить все варианты решений по обеспечению перевозок пассажиров, которые приобрели билеты у неспособных отвечать по своим обязательствам авиакомпаний, либо у перевозчиков, в отношении которых принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта», — сказал он.
В числе эффективно работающих мер отмечен созданный в туристической сфере механизм защиты пассажиров — резервный фонд, который уже показал свою эффективность в кризисных ситуациях с туроператорами. Как сообщил Олег Сафонов, Ростуризм и Ассоциация «Турпомощь» в ближайшее время готовы направить свои предложения Минтрансу по созданию подобных механизмов в авиационной отрасли.
«Решением главы Министерства транспорта создана специальная рабочая группа по выработке различных механизмов регулирования в авиационной отрасли. Мы были приглашены для работы в этой комиссии. Мы планируем подготовить предложения, обсудить их на базе „Турпомощи“ и направить нашим друзьям и коллегам из авиационной отрасли», — заявил Олег Сафонов.
Кто ответит за ответственность?
Вместе с тем, как считает вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, нельзя решать проблемы авиакомпаний за счёт пассажиров.
«Нельзя это делать за счёт потребителя. В том числе туриста. Если это будет ложиться на пассажиров, это будет, по-моему, неверно, и навряд ли будет реализовано», — считает он.
Максим Соколов выделил четыре ключевых блока, по которым необходимо активно работать для недопущения задержек и отмены рейсов авиакомпаний. Как сообщает пресс-служба Минтранса, прежде всего это мониторинг финансово-экономической деятельности перевозчиков, сертификация авиакомпаний, чёткий порядок разрешения всеми представителями отрасли критических ситуаций, в случае их возникновения. Кроме того, необходимо выработать меры ответственности авиакомпании перед пассажирами на каждом этапе её деятельности.
Свои наработки Минтранс уже сегодня планирует представить на совещании профильного комитета в Государственной думе.
Поможет ли всё это в дальнейшем избежать кризисных ситуаций в авиаотрасли, пока не ясно. В конце концов, даже представители туристической отрасли признают, что о необходимости усиления контроля они говорили и раньше. Однако, похоже, только критическая ситуация в одной из ведущих авиакомпаний может, наконец-то, сподвигнуть ответственные ведомства на принятие ответственных решений, а не на перекладывание проблемы на головы пассажиров.