Для создания баз данных потенциальных жертв мошенники начали чаще использовать «социологические опросы» и «исследования потребителей». Об этом в интервью РИА Новости заявила эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Ольга Дайнеко. Она отметила, что в рамках опроса россияне готовы общаться охотнее.

Использование методов социальной инженерии позволяет мошенникам и собирателям данных получить эти сведения из простой беседы или онлайн-опроса и сделать предварительные выводы о психологическом портрете человека и его «привлекательности» для дальнейшего обмана, — подчеркнула Дайнеко.

Он отметила, что интерес к соцопросам у мошенников возник из-за того, что россияне стали с большей настороженностью относиться к звонкам, СМС и электронным письмам с запросами данных банковского счёта. А вот на разного рода «социологические опросы» и «исследования потребителей» они реагируют охотнее.

Стоимость такой базы данных зависит от количества находящихся в ней жертв — чем больше, тем дороже. Также учитывается так называемый скоринговый балл — оценочная характеристика внушаемости и доверчивости человека, добавила эксперт.

При этом проста база данных с номерами телефонов, «слитая» у мобильного оператора, службы доставки или маркетплейса, стоит недорого, поскольку потребует от мошенников дополнительных трудозатрат.

Самая важная часть — это то, чего нельзя найти в сети — личностные характеристики человека, — пояснила Дайнеко.

Директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях ранее также сообщал о том, что в настоящее время мошенники активнее стали охотиться не просто за деньгами, а за людьми, у которых можно эти деньги максимально долго вымогать, в том числе взятые в долг у банка, родственников или знакомых.