01 июля 2025 в 23:00

«Блогеры, бандиты, военные — какая разница?» Добровинский об адвокатуре РФ

Юрист Александр Добровинский Юрист Александр Добровинский Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Александр Добровинский — один из самых известных адвокатов России. Его имя прогремело на всю страну благодаря многим резонансным делам, среди которых обвинения в адрес Филиппа Киркорова в плагиате, развод Кристины Орбакайте с Русланом Байсаровым, а также процесс над актером Михаилом Ефремовым. Добровинский в эксклюзивном интервью NEWS.ru рассказал об иске Алсу, о своей нереализованной мечте и о том, станет ли он защищать иноагентов, террористов, а также педофилов.

«Я побил рекорд в Грозном»

— В апреле актер Михаил Ефремов вышел на свободу. Вы представляли сторону потерпевших по его делу. Следите за судьбой артиста?

— А зачем он мне нужен? Нет, конечно. Мне абсолютно все равно, исправится он или нет. Это его жизнь, его личное дело — будет он пить или нет, будет он сниматься или нет.

— Вы контактируете с семьей погибшего в ДТП водителя-курьера Сергея Захарова? Как его близкие отреагировали на то, что Ефремова выпустили по УДО, были ли они расстроены решением суда?

— Их жизнь продолжается. Это очень законопослушные граждане. Что значит расстроены? Или мы живем в стране и признаем существующие законы, которые в общем не должны нас расстраивать, или мы их не признаем. В данном случае это не расстройство, а другое.

— После процесса по делу Ефремова в 2020 году вы потеряли адвокатский статус. Восстановили его только в 2023-м. Как вы жили и чем занимались в эти годы?

— Жил своими клиентами и делами. Я так же ходил по судам. Ничего нового не происходило, кроме того, что я лично не мог заниматься уголовными делами. Но это не мешало нашему бюро их вести.

Адвокат Александр Добровинский у здания Пресненского суда, где должны пройти предварительные слушания по делу о ДТП со смертельным исходом с участием актера Михаила Ефремова, 2020 год Адвокат Александр Добровинский у здания Пресненского суда, где должны пройти предварительные слушания по делу о ДТП со смертельным исходом с участием актера Михаила Ефремова, 2020 год Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

— Почему вы восстановили статус адвоката не в Московской палате, а в Чечне?

— Во-первых, еще во время процесса с Ефремовым раздался звонок от одного из людей, власть имущих в Московской палате. Он сказал прямо: «Александр, тебя стало много. К тебе идут все клиенты, ты самый известный адвокат страны, ты отнимаешь у нас хлеб. Ты миллиардер, очень успешный. Я тебя предупреждаю, что мы долго не будем этого терпеть. Или ты сейчас замолчишь, уйдешь в тень и будешь сидеть в какашках, как все мы, или мы сделаем так, чтобы тебя не было в адвокатуре». Потом они нашли причину, которой не было, и лишили меня статуса. Окей.

Дальше настал момент, когда мне надо было восстановиться. В то время я смотрел интервью господина Эльмана Пашаева, которого пять раз лишали статуса. Он рассказал, что в одном из этих случаев это сделал лично Генри Резник, который якобы взял $100 тысяч. По идее, должен был немедленно разразиться скандал. Должна быть реакция Московской палаты, самого господина Резника — «Пашаев в очередной раз соврал». Ничего. Я посмотрел в Facebook (деятельность в РФ запрещена), там Резнику задали вопросы на эту тему. Он прочитал и поставил смайлик. Он был в курсе. Я тогда решил, что не могу находиться в этой адвокатской палате.

Я открыл карту нашей великой страны и остановился на Грозном, потому что у чеченцев честь и достоинство возведены до уровня религии. Поехал сдавать экзамены. Вопросы по всей стране рассылает федеральная палата, это случайная выборка из многих сотен вариантов. По-моему, я побил рекорд: в тесте из 100% вопросов не ответил всего на два. Меня взяли в Адвокатскую палату Чеченской Республики, где я прекрасно себя чувствую и горжусь, что в ней состою.

«Не хочу марать руки»

— По какому принципу вы выбираете дела, над которыми работаете?

— Как и мои коллеги в нашем бюро, я берусь только за те дела, в которых мы видим перспективу положительного результата для клиента. Исключительно. Это основной принцип работы уже много лет — помочь клиенту. Поэтому говорят, что мы ничего не проигрываем. Но есть дела, за которые я никогда не возьмусь. Это педофилия, наркотики и терроризм. Не хочу марать руки.

Адвокат Александр Добровинский Адвокат Александр Добровинский Фото: Алексей Майшев/РИА Новости

— Вы защищаете только известных людей или к вам может обратиться любой человек?

— Я никогда не делил людей на известных и неизвестных, мне все равно.

— А иноагенты? Вы возьметесь за их дела?

— Мне абсолютно все равно, это иноагент, граф Потоцкий или дворник. Главное, чтобы я увидел возможности ему помочь.

— Помимо адвокатской практики, вы проводите тренинги, занимаетесь коллекционированием, гольфом, пишете книги. Есть ли что-то еще, чем бы вы мечтали заняться?

— Хочу поставить фильм как режиссер. Уже есть идея, но пока не буду рассказывать.

«Не признаешь российское государство — уезжай и живи в Эфиопии»

— СМИ писали, что в сентябре 2024 года певица Алсу подала иск против вас. Как можете это прокомментировать?

— Я думаю, что госпожа Алсу Абрамова вчистую проигрывала мне процесс (о разделе совместно нажитого имущества между певицей и ее бывшим мужем Яном Абрамовым. — NEWS.ru), начиная от высказываний в СМИ и заканчивая самим спором. Ей надо было выдумать нечто, что отвлекло бы внимание от процесса. На самом деле не было никаких заявлений в суд. Это выдумка госпожи Алсу Абрамовой. Для чего — только ей известно. Никаких судебных процессов не было, ничего вообще, ноль. Шутка с ее стороны.

— В последние годы в России было заведено довольно много «блогерских» дел. Как вы считаете, с чем это связано?

Адвокат Александр Добровинский Адвокат Александр Добровинский Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости

— Нет никакой разницы между «блогерскими» делами и, например, коррупционными. Каждый день появляются статьи о том, что такой-то человек арестован и осужден. Это все государственные служащие. Но почему-то блогеры всех интересуют больше, чем бюрократы. Хотя для меня все они — люди, которые преступили закон. В России нужно жить по законам страны. Они совершали то, что совершали, и должны за это отвечать. Блогеры, бандиты, коррупционеры, военные — какая разница? Если ты не признаешь российское государство и его законы, уезжай и живи в Эфиопии или где хочешь. Или вообще уходи в лес.

«Если раньше побеждал лучший, сегодня из двух плохих проигрывает совсем никчемный»

— Вы работали не только в России, но и в других странах. Где, по вашему мнению, лучше всего быть адвокатом?

— В Западной Европе и частично в Америке профессию адвоката начали убивать 35 лет назад, а 20 лет назад довели до гильотинирования. Сегодня адвокат больше не защищает клиента. Это на Западе просто запрещено, начиная с Европы и через весь земной шар, за исключением России и еще двух-трех стран.

Сегодня адвокат — просто участник суда. Если раньше побеждал лучший, то сегодня из двух плохих проигрывает совсем никчемный. Я это наблюдал во Франции, Италии и Швейцарии. Америка идет туда же большими шагами. В России работа адвокатов меняется в лучшую сторону.

Читайте также:

Мошенничество в зоне СВО, суд, связь с Блиновским: как живет Эльман Пашаев

«Такие фото у всех в детстве есть»: адвокат фотографировал голую дочку

Уважал отца или просто помог? Почему именно Михалков дал Ефремову работу