Президент России Владимир Путин прибыл 18 августа в резиденцию правительства ФРГ для почётных гостей Мезеберг в городе Гранзе, который расположен в 70 км от Берлина. Здесь прошли его переговоры с федеральным канцлером ФРГ.

Ангела Меркель встретила российского президента на площадке перед Домом приёмов. Лидеры обменялись рукопожатием, после чего поднялись по ступеням и зашли в фойе. Владимир Путин оставил памятную запись в книге почётных гостей.

Правительственная резиденция находится в 70 км к северу от Берлина — в округе Оберхафель (федеральная земля Бранденбург). Это старинный замок с прилегающим к нему парком. Он располагается на берегу озера Хувеновзее. Как сообщают СМИ, местные жители развернули на пути следования президента плакат с надписью на русском языке: «Президент Путин, добро пожаловать в Мезеберге у друзей. Россия вперёд!» Рядом с домами некоторые особо гостеприимные жители Германии вывесили небольшие российские флаги.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Обстановка в резиденции, при всей романтичности древних стен, не помешала высокой деловой активности встречи, на которой должен был обсуждаться целый пул важнейших вопросов. Меркель заранее предупредила о предстоящей совместной работе над разрешением кризисов. Путин в свою очередь потребовал, чтобы Европа помогла в восстановлении Сирии.

Предваряя переговоры

Владимир Путин и Ангела Меркель озвучили основные темы переговоров на пресс-конференции, предварявшей встречу.

Оба высказались перед встречей скудно. Они объявили о намерении обмениваться информацией о ситуации на Украине и в Сирии, а также о энергетической политике. Речь идёт, прежде всего, о спорном трубопроводе «Северный поток — 2», который с конца 2019 года будет транспортировать газ из России в Германию.

Меркель предупредила о гуманитарной катастрофе в Сирии. Очевидно, что боевые действия пошли на спад, но нужна конституционная реформа и выборы.

Путин призвал Европу оказать помощь в восстановлении Сирии. «Важно расширить гуманитарную составляющую Сирийского конфликта, особенно гуманитарную помощь для сирийского народ», — сказал он. Нужно помочь сирийским регионам, чтобы они могли вернуться домой беженцев из-за рубежа. При этом речь идет не только о возвращениях из Европы, но и о миллионах беженцев из соседних стран — Иордании, Ливана и Турции.

«Для возвращения должны были бы быть сделаны «простые вещи» в Сирии, как восстановить водоснабжение или медицинские услуги», — сказал российский президент.

Как уже сообщал News.ru, Путин также уделил много внимания ситуации на Ближнем Востоке. По его словам, крайне важно сохранить совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе, который направлен на укрепление региональной и глобальной безопасности.

Канцлер Германии в свою очередь заявила о желании обсудить размещение миссии ООН в Донбассе. Она констатировала отсутствие там стабильного перемирия и выразила сожаление по этому поводу.

«Мы должны работать над тем, чтобы найти решения. Это касается, во-первых, вопроса Украины. Над этим уже довольно долго работаем. Основа есть и остаётся, это Минские соглашения», — отметила Меркель.

Она добавила, что хотела бы обсудить с президентом Владимиром Путиным «актуальные вопросы прав человека».

Президент России не исключил продолжения транзита газа через Украину даже после строительства нового трубопровода. При этом он подчеркнул, что «Северный поток — 2» — исключительно экономический проект и он не закрывает транзита газа через Украину.

«Главное, чтобы этот транзит через Украину соответствовал экономическим требованиям», — сказал он.

«Я очень точно знаю позицию канцлера Германии по этому вопросу», — пояснил Путин.

«Постоянный диалог»

Общение с журналистами после встречи не было запланировано. Ангела Меркель заранее ослабила все ожидания, сказав 17 августа, в канун встречи, что «в разговоре с Путиным не ожидает никаких особых результатов». В первую очередь важен «постоянный диалог» с Россией, чтобы продвигаться в международных спорах.

Как бы там ни было, но встреча лидеров двух стран длилась больше трёх часов, и, как сообщали СМИ, плавно перетекла в ужин. Но удивляться не приходится — темы, предварительно озвученные, глобальны, а добиваться прогресса в них крайне сложно, учитывая тот факт, что на Европу, и прежде всего на Германию, как на локомотив всего Евросоюза, давят США. Штаты настаивают на том, чтобы Германия прекратила строительство трубопровода, утверждая, что это увеличит энергетическую зависимость Германии от России.

Украина, в свою очередь, опасается, что трубопровод позволит России отрезать её от газотранспортного бизнеса. Восточноевропейские соседи Германии, в частности Польша и страны Прибалтики, обеспокоенные российским вторжением, также выразили озабоченность по поводу проекта.

Между тем, именно на отношении России к Украине европейские политики строят стратегию, конечным итогом которой должно стать снятие антироссийских санкций.

«Мы хотим создать новый импульс в Минском (мирном) процессе», — заявил ранее министр иностранных дел Германии Хайко Маас в интервью изданию Die Welt am Sonntag. Cмягчение санкций для России будет обсуждаться только в том случае, если минские соглашения будут выполнены, добавил он.

Политолог Александр Асафов в эксклюзивном комментарии News.ru отметил внезапность встречи в Мезеберге — её не готовили заранее, считает эксперт. Темы переговоров — это расширенный список больных вопросов, не представляющий из себя ничего нового. Но основное время беседы будёт уделено обсуждению проблемных моментов в строительстве новой ветки газопровода «Северный поток». Меркель будет настаивать на сохранении транзита газа через Украину даже тогда, когда начнёт функционировать «Северный поток — 2», считает политолог.

«Это то, в чём канцлера убедил Трамп во время сложной весенней встречи, — сказал Александр Асафов. — Для канцлера основным условием строительства «Северного потока-2» является обязательное сохранение транзита газа через Украину. Путин же всегда утверждал, что это возможно, но лишь в случае экономической целесообразности украинского транзита. И судя по заявлению, сделанному перед переговорами, он остался на своих позициях».

Александр Кокеев, ведущий научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН, в материале News.ru, предваряющем переговоры, отметил важность самого факта встречи — уже второй с мая. Эксперт убеждён, что это говорит об оживлении контактов Москвы и Берлина. По Украине сложно будет достичь каких-то прорывов, считает Кокеев: «Конфликт заморожен, его участники остаются при своём, и когда будут значимые перемены — неизвестно. Это сильно раздражает Германию, но пока ничего сделать нельзя».

Владислав Белов, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН, согласился с тем, что вряд ли стоит ожидать успехов в украинском вопросе, как собственно и в вопросе, связанном с газопроводом «Северный поток — 2». «Германия и Россия хотят реализовать этот проект, но все опасаются новых санкций со стороны США... Опыт санкционной политики в отношении Ирана показывает, что западные компании предпочитают уйти из проектов, нежели спорить с Вашингтоном. Как германские компании смогут обойти американские санкции, пока не ясно», — сказал Белов.

«Два вопроса станут ключевыми в беседе Путина и Меркель. Первый — как обойти возможные санкции Вашингтона, второй — что делать с Киевом, который не выполнил до сих пор все пункты Минских соглашений», — спрогнозировал эксперт.

Напомним: для Путина это первый двусторонний визит в Германию с момента аннексии украинского полуострова Крым 2014. В прошлом году он был на саммите G20 в Гамбурге, Меркель посетил его последний раз в мае в Сочи.

Российский президент прибыл в Германию из Австрии, где он стал почётным гостем на свадьбе главы МИД Австрии Карин Кнайсль.