Буквально накануне министр Силуанов говорил о возможности большей рационализации социальных программ, поскольку, по его словам, у нас разного рода выплатами и льготами пользуются семь граждан из каждых десяти. А на следующий день, в ходе заседания координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей, президент сформулировал, пожалуй, главный постулат своей демографической политики: не жадничать!
Конечно, найдутся желающие списать новые социальные инициативы на требования начинающейся президентской кампании. Хотя всем ясно: главная цель любого нормального государства — это, как говорил ещё Солженицын, сбережение народа. Без этого любые иные достижения бессмысленны. Будь то цифровая экономика или печатание новых домов на 3D-принтере.
Щедрая реформа
Инициативы президента оказались тем более важны, потому что прозвучали они фактически на фоне утверждения парламентом нового, более жёсткого и экономного бюджета. И, казалось бы, сохранить бы старые социальные обязательства государства. Куда там до новых! Недаром министры не первый раз говорили о возможности прекращения программы «Материнский капитал». Однако президент неожиданно пошёл по иному пути. Пути расширения льгот и субсидий, направленных на стимулирование рождаемости в стране.
Возникает вопрос, откуда средства. Нет ли в таких предложениях элемента социальной демагогии? Ан нет! Во-первых, бюджет свёрстан из расчёта сорока долларов за баррель. Между тем цена на чёрное золото в последние месяцы держится на куда более привлекательном уровне. Иногда переваливая даже за шестьдесят долларов. По последним подсчётам, такая ценовая тенденция уже добавила российскому бюджету триллион рублей, снизив ранее запланированный дефицит и уменьшив необходимость залезать в кубышку.
Более того, перспективы продления и на следующий, 2018 год глобального соглашения с ОПЕК о взаимном ограничении добычи нефти с целью избегать выброса на рынки излишков вполне благоприятны. А значит, у президента и правительства появляются куда более широкие возможности использования дополнительных доходов не на пушки, как опасаются некоторые наблюдатели, а на то самое масло.
И президент в этом последователен. Тем более что низкая инфляция не обесценит обещанные общественные блага.

Между тем именно материальную составляющую президент считает главным стимулятором рождаемости в России. «Свыше 7 млн матерей получили маткапитал, и почти половина им уже воспользовалась», — отметил президент, дополнительно подчеркнув, что в регионах со сложной демографической ситуацией были введены выплаты за третьего ребёнка и «после этого сразу на 37% рождаемость там выросла». Поэтому «нужна активная последовательная работа по всем направлениям — и по снижению смертности, и по стимулированию рождаемости. Фактически нужно перезагрузить нашу политику демографического развития», — резюмировал президент.
Далее Путин сделал конкретные предложения по будущей реформе. Если кратко, конкретные рекомендации президент выразил в трёх направлениях. Во-первых, предложил стимулировать рождение первенцев регулярными выплатами пособий до полутора лет. Во-вторых, продлить программу и пересмотреть целевое использование материнского капитала — президент считает, что сфера его использования должна стать шире. И в-третьих, ипотека: для семей с двумя и тремя детьми она должна стать доступной — с процентной ставкой не более шести процентов годовых. Всё, что сверх этого, для таких семей будет субсидироваться государством. Естественно, до 2022 года сохраняется и сама программа «Материнский капитал», на которую несколько раз покушались экономные финансовые органы.
Выбраться из демографической ямы
Теперь рассмотрим предложения президента подробней. Тем более что они уже получили широкий положительный отклик. В частности, например, с восторгом их восприняла главный омбудсмен России Анна Кузнецова, которая назвала инициативы президента по вопросам демографии «революционными».

«Видя и анализируя тот запрос обращений граждан, который поступает к нам, в аппарат уполномоченного, мониторя ситуацию, я могу сказать, что тот комплекс мер, который предложен, — он революционный, на самом деле. Он бьёт в корень этих бед, начиная от вопросов жилья и заканчивая вариативностью применения материнского капитала. Весь этот комплекс мер создаёт очень серьёзную программу, которая задаёт тон», — резюмировала омбудсмен.
Примечательно, что выплаты на первенца, которые молодая семья будет получать в течение полутора лет, исходят из прожиточного минимума для младенца и превысят десять тысяч рублей в месяц.
А затем сумма эта превысит и одиннадцать тысяч. Для чего страна идёт на такие затраты, ясно: с одной стороны, через несколько циклов нас накроет эхо Второй мировой войны. С другой, в репродуктивный возраст вошли менее многочисленные россияне, рождённые в смутные девяностые годы, когда заведение детей многим казалось сравни подвигу. По данным же демографов, только для сохранения нынешнего уровня российской популяции на каждую женщину репродуктивного возраста должно приходиться чуть более двух детей.
Леонтий Бызов, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, специально для News.ru:
Нам обязательно нужно поддерживать нашу демографическую политику. Вопроса нет. Но я считаю, что главное — не забывать, что она должна обязательно быть адресной. Потому что у нас очень неравномерная демографическая ситуация в разных регионах страны. Где-то она более чем благополучная, более того, там и перенаселение. Конечно, я имею в виду мегаполисы и их окрестности. А в некоторых регионах в то же время происходит вымывание населения — прежде всего потому, что там негде работать. И даже если люди рождаются, они стараются оттуда уехать. И у нас в ряде регионов идёт постоянное снижение численности населения. Поэтому я всегда выступаю за то, чтобы в первую очередь выделить эти регионы и проводить активную демографическую политику по поддержанию рождаемости в этих регионах. Но одного поддержания рождаемости мало, нужно создавать там рабочие места и более комфортные условия для современного образа жизни в малых городах и целых областях Центральной России, Урала и других регионов, где мы наблюдаем эти демографические ямы. В агломерациях же, которые растут и пухнут на глазах, а рождаемость там хорошая, нужно заниматься инфраструктурой для детей. Поэтому адресность, на мой взгляд, должна стать главным девизом этой реформы.
Анатолий Вишневский, действительный член РАЕН, директор Института демографии ГУ — Высшей школы экономики, специально для News.ru:
Если семьи получат какую-то дополнительную помощь, это очень хорошо. Где государство возьмёт на это средства, непонятно. А это очень важно, откуда эти деньги возьмут. Потому что, если их возьмут из оборонных расходов — это одно, а если из средств на здравоохранение — это другое. Тем более что нельзя забывать о ещё одной существенной стороне нашей демографической ситуации — смертности, которая хотя сейчас и снижается, всё равно по сравнению с другими странами остаётся ещё очень высокой. Что же касается выступления президента, радует, что он обратил внимание на структурную проблему — на то, что у нас быстро сокращается число женщин в возрасте, когда они способны рожать детей. Это ситуация очень серьёзная, поэтому хорошо, если с помощью новых мер рождаемость удастся повысить даже хотя бы чуть-чуть. Принесут ли новые реформы какой-то демографический эффект? Они хороши в любом случае, если нуждающаяся семья получит какие-то средства. Однако, если при этом повысятся цены, то это уже будет не так хорошо. Потому что бюджет — это тришкин кафтан. Многое зависит от того, откуда возьмут средства на улучшение демографии. А это большой вопрос.
Ирина Я.
Мне нравится инициатива президента о реконструкции поликлиник. Мы с семьёй живём в маленьком подмосковном городе и уже очень давно вообще не надеемся на бесплатную медицину. И всегда это особенно дорого, если болеют дети. Приём в нашей платной клинике стоит 1500 рублей. Но после того как несколько лет назад я в бесплатной клинике просидела с грудничком в очереди к хирургу и на седьмом часу женщины в этой очереди подрались, потому что к нему не попали, больше туда ни ногой. А городок наш населяется всё плотнее, семей с детьми в нём всё больше. Уже и в платной клинике очереди. Поэтому, если президент поставит нам новую детскую поликлинику, его все мамы города благословят. Это хорошая инициатива.
Лилия Б.
Увидели новость о расширении сферы использования материнского капитала — так обрадовались! А когда прочитали — расстроились. Всё, что предлагает президент, нам не нужно. Но так — с нашими тремя детьми — нужна машина! Почему не разрешить потратить маткапитал на машину российского производства? Ведь эта инициатива обсуждалась уже не раз, а всё никак. Вот лично мы бы сразу побежали за УАЗ Патриотом! Но всё опять мимо нас.
Анна Х.
А я только месяц назад родила ребёнка, и вот со всем этим — с помощью государства — столкнулась. У нас в области пособие до полутора лет — 2500 рублей в месяц. Выплачивают не ежемесячно, а раз в квартал. И пока я собирала документы, думала, сдохну! Теперь ждём, пока документы на рассмотрении. А после полутора лет будем получать 54 рубля в месяц. И это я ещё молчу про бюрократов! Так что в блага от государства я не верю! Лучше бы тёток этих в разных конторах с мамами вежливо разговаривать научили!