Средства радиоэлектронного подавления — одно из неоспоримых преимуществ российских Вооружённых сил. Такие комплексы, как «Леер-3», «Красуха-4», «Москва-1», давно на слуху, но их не увидишь на военных парадах, а об их реальных характеристиках мало что известно. Между тем в современном вооружённом конфликте именно эти средства играют ключевую роль.

Колонна автомобилей многофункционального модуля помех Красуха - 4Фото: Павел Лисицын/РИА НовостиКолонна автомобилей многофункционального модуля помех Красуха - 4

На рубеже 2010-х среди российских и западных военных экспертов доминировало мнение о том, что Российская армия в сфере обычных вооружений отстаёт практически по всей номенклатуре военной техники, в том числе по средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Закупки на Западе элементной базы для военной электроники воспринимались как свидетельство глубокого отставания. Широкий резонанс приобрели учения 2012 года на полигоне Ашулук, в ходе которых развёрнутые средства РЭБ не помешали стратегическому бомбардировщику условного противника принять сигнал от спутника GPS. В качестве основной причины в экспертной среде назывались устаревшие алгоритмы постановки помех в отечественных средствах радиоэлектронного подавления (РЭП).

Ситуация диаметральным образом изменилась после обострения политического кризиса на Украине, референдума о присоединении Крыма и начала вооружённого конфликта в Донбассе. В частности, сообщалось о перехвате американских беспилотников MQ-5B Hunter в Крыму с помощью комплекса РЭБ 1Л222 «Автобаза» и аналогичных инцидентов с БЛА американского и израильского производства в Донбассе. Тогда зарубежные военные чиновники и аналитики резко сменили риторику и заговорили уже наоборот о своём отставании и даже беззащитности от российского «электронного оружия».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Развернутый комплекс РТР 1Л222 АвтобазаФото: НПО "Квант"Развернутый комплекс РТР 1Л222 "Автобаза"

Начало военной операции в Сирии в 2015 году придало подобным опасениям дополнительный импульс. На авиабазе Хмеймим были развёрнуты комплексы РЭБ 1РЛ257 «Красуха-4» радиусом действия примерно 150–300 километров, а переброску комплексов вглубь сирийской территории американские военные не стеснялись называть потенциальной угрозой для свободы действий авиации международной коалиции.

В итоге последние несколько лет средства РЭБ оцениваются западными аналитиками как одно из ключевых неоспоримых преимуществ российских ВС над США и НАТО. В Китае также пристально следят за реформированием российских Вооружённых сил и военными разработками. Как пишет китайское издание Sohu, несмотря на то, что комплексы для РЭП не демонстрируются на ежегодных парадах Победы 9 мая, именно в этих «невидимых убийцах» состоит основное преимущество РФ над Западом. В материале отмечается, что средства РЭБ в противостоянии с НАТО — более эффективный аргумент, чем ядерное оружие, применение которого в конфликтах низкой интенсивности маловероятно. Военнослужащие США и их союзники по военному блоку сильно зависят от различного радиоэлектронного оборудования, и именно средства РЭБ в конфликте потенциально сводят технологическое превосходство на нет.

В качестве примера Sohu приводит коротковолновый береговой комплекс радиоэлектронной борьбы «Мурманск БН». Он не только ведёт радиолокационную разведку, но также может быть переориентирован на перехват коротковолновых сигналов противника и их подавление. Радиус действия — до 5 тысяч км, что позволяет говорить о том, что это оружие выполняет задачи уже не тактического, а стратегического радиолокационного подавления. Согласно заявленным характеристикам, комплекс предназначен для постановки помех системам связи боевых кораблей, всех типов самолётов (включая самолёты ДРЛО), вертолётов и БЛА. «Мурманск БН» смонтирован на семи автомобилях КамАЗ, а сами «глушилки» представляют собой антенный комплекс на четырёх телескопических опорах высотой до 32 метров. Однако до сих пор неизвестна организационно-штатная структура «Мурманска БН», то есть остаётся в секрете, сколько именно подразделений РЭБ обслуживает комплекс.

«Мурманск БН»Фото: bmpd.livejournal.com«Мурманск БН»

Впервые об этом загадочном оружии стало известно в 2015 году, когда он использовался во время проверки боеготовности войск подразделения радиоэлектронной борьбы Северного флота. В 2016 году Минобороны сообщало о том, что состоящие на вооружении комплексы «Мурманск БН» объединены в единую систему. В марте 2017 года «Мурманск БН» поступил на вооружение центра РЭБ Черноморского флота ВМФ России в Крыму, а в конце 2018-го — в 841-й отдельный центр РЭБ Балтийского флота в Калининградской области. При этом, как отмечали эксперты, крымский «Мурманск» способен «закрыть» собой практически всю акваторию Чёрного моря и частично Средиземноморье, а калининградский — акваторию Балтики, Северной Атлантики, Восточную, Центральную и Западную Европу.

Учитывая высокую оценку комплекса «Мурманск БН» и других российских средств РЭБ со стороны зарубежных аналитиков, остаётся загадкой, каким образом Россия смогла достичь такого технологического прорыва при декларируемом ранее отставании в электронике. Как предполагают аналитики, речь идёт об отсталости в области потребительской продукции — компьютерах, гаджетах и т. д. Что касается «оборонки», то работа над средствами подавления велась со времён СССР и конструкторская школа не была утеряна, несмотря на экономические трудности 1990-х. С увеличением оборонных расходов отечественные средства РЭБ были переведены на новую схемотехнику, новое поколение комплектующих и тем самым удалось вновь выйти на передовые позиции в этой области.

В то же время в США также не сидят на месте и в последние годы увеличили финансирование аналогичных разработок. Кроме того, в Пентагоне уделяют особое внимание подготовке сухопутных групп к возможным боевым действиям без применения современных средств связи и навигации.