«Если РФ взяла на себя обязательства по долгам СССР перед разными государствами, то надо признать обязательство и перед собственными гражданами», — процитировала бизнес-омбудсмена его пресс-служба.
По замыслу Бориса Титова, «Фонд старшего поколения» будет сформирован государством, и пенсии гражданам до 1967 года рождения станут выплачиваться, минуя Пенсионный фонд РФ, напрямую из госбюджета. При этом, считает Титов, остальным россиянам нужно снизить соцвзносы и позволить накапливать пенсию себе, а не другим людям. По мнению бизнес-омбудсмена, накопительная часть пенсии должна быть добровольной.
«Если не веришь ты нашему государству — имеешь право платить только обязательную часть, на базовую пенсию», — полагает Борис Титов.
Напомним, что недавно Госдума во втором, решающем чтении проголосовала за продление заморозки накопительной части пенсии до конца 2020 года. Замороженные накопления будут направлены на текущие выплаты пенсионерам. Таким образом, пенсионные накопления оказываются в глубокой заморозке на целых семь лет, начиная с 2014 года.
Но вернёмся к предложению бизнес-омбудсмена, которое, по сути, совершает революцию в пенсионной системе и защищает права большой группы пенсионеров.
Идея Бориса Титова о создании «Фонда старшего поколения» настолько же хорошая, насколько, к сожалению, нереалистичная.
Дело в том, что в России уже есть фонд, главное предназначение которого — страховка пенсионной системы. Имеется в виду Фонд национального благосостояния (ФНБ), который по своему официальному статусу является частью механизма пенсионного обеспечения россиян на длительную перспективу. ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих особому учёту и управлению. Его цель — обеспечивать софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. Сформирован ФНБ, напомним, в начале 2008 года.
Следует отметить, что Фонд национального благосостояния используется по своему прямому, определённому законом назначению, то есть его средства идут на софинансирование пенсионных накоплений граждан.
В конце лета этого года Минфин поручил Федеральному казначейству в сентябре–декабре 2017 года перечислить 656,7 млрд рублей (ежемесячно по 164,2 млрд рублей) для обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.
Однако деньги из ФНБ берутся не только на пенсии, но и, например, на покрытие бюджетного дефицита. Хотя по закону средства этого фонда не могут направляться на финансирование дефицита федерального бюджета. В Бюджетный кодекс РФ была внесена правка, разрешившая использовать средства ФНБ на покрытие дефицита не только Пенсионного фонда, но и федерального бюджета, однако только начиная с бюджета на будущий год. В 2018 году правительство намерено использовать 1,11 трлн рублей из ФНБ — в основном на финансирование дефицита федерального бюджета. Но тратятся денежки ФНБ на латание дыр федерального бюджета уже сейчас. Что ж, хоть это пока не согласуется с законом, нарушая не столько его дух, сколько букву, подобное расходование средств ФНБ логично и, возможно, по большому счёту, оправданно.
Сохранить баланс расходов и доходов федерального бюджета — дело, как говорится, святое.
Однако случаются и вещи, прямо скажем, странные, если не сказать жёстче. Так, в декабре 2013 года СМИ сообщили о намерении России разместить $15 млрд из Фонда национального благосостояния в украинские государственные облигации. Такое решение в ходе переговоров приняли власти двух стран. Возможно, решение имело политическую логику — поддержать теряющего бразды правления Виктора Януковича, но вряд ли имело финансово-экономическую — слишком были велики риски невозврата средств.
Вольное обращение с ФНБ привело к тому, что за последние 1,5 года этот фонд «усох» на 1,5 трлн рублей. Если на 1 марта 2016 года в нём было около 5,4 трлн рублей, то на 1 декабря 2017-го — чуть более 3,9 трлн.
Возникает вопрос: если государство с деньгами ФНБ поступает так, как «левая нога захочет», зачем ему создавать ещё какой-то другой фонд, рассчитанный на пенсионеров? Платить им напрямую из бюджета, увеличивая тем самым его дефицит, чего Минфин боится, как чёрт ладана?
Для того чтобы хорошая идея Бориса Титова воплотилась в жизнь, государство должно радикально изменить подход к пенсионерам, ныне совершенно потребительский, если не сказать циничный.