Если США введут широкомасштабные санкции в отношении России, холодная война уже покажется «детской забавой». Об этом в интервью ведущему финансовому изданию Запада, газете The Financial Times, заявил глава Сбербанка Герман Греф.
Греф отметил, что возможное отключение Вашингтоном российских банков от межплатёжной системы SWIFT станет крайне «иррациональным шагом».
Однако если Штаты «закусят удила», они такой шаг сделать могут. Тем более что попытки подобного отключения делались и раньше, после введения первых антироссийских санкций из-за кризиса на Украине, ещё в 2014 году. Тогда отключить Россию от SWIFT призвали депутаты Европарламента. Годом позже главы Министерств иностранных дел стран Евросоюза также обсуждали возможность отключения России от международной системы платежей. Но ни в 2014-м, ни в 2015-м Брюссель так и не решился на крайний шаг.
Эстафетную палочку у Европы сегодня перехватили США. Ухудшение отношений Москвы и Вашингтона, пишет The Financial Times, увеличивает вероятность, что политики вновь вернутся к рассмотрению этой инициативы.
Из-за чего же разгорелся сыр-бор?
Напомним, SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) — международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Такая система необходима для того, чтобы банки могли быстро и безопасно переводить друг другу деньги. SWIFT признана самой безопасной, быстрой и эффективной системой, поэтому ей доверяет около 11 тыс. финансовых организаций в 210 странах. Через SWIFT в мире ежедневно проводится более миллиона транзакций с оборотом около $6 трлн.

Россия — один из самых активных участников SWIFT. Наши банки стоят на втором месте (после американских) по количеству операций и на 15-м — по объёму.
Некоторые эксперты уверяют, что если все российские банки разом отключат от SWIFT, страна фактически окажется в финансовой изоляции, ведь на SWIFT завязана мировая банковская система. Под удар попадут и экспорт, и импорт. Прецедента в мировой истории ещё не было. Правда, в рамках экономических санкций против Ирана его банки отключали от SWIFT, однако не все, а лишь половину из имевшихся тогда 30 банков (у России их сегодня около тысячи).
Кто имеет право выключить «рубильник»? Во всяком случае, не Штаты. Дело в том, что SWIFT — европейская компания, подчиняющаяся европейским законам. Изолировать Россию от SWIFT может Совет Европейского союза. И больше никто.
В принципе, отключение России от SWIFT не выгодно никому. Главный аналитик агентства ФИНЭК Михаил Беляев напоминает, что система от участия в ней РФ получает немалые средства. «Отключение России от SWIFT нанесёт немалый урон системе, а в итоге больше всех пострадают именно США», — полагает эксперт.
Наверное, больше пострадает всё-таки Европа, сильно зависящая от поставок российского газа (его доля на европейском рынке сегодня составляет около 30%). Неслучайно в ЕС просят США не ужесточать санкции в отношении РФ, в частности, как минимум повременить с отключением от SWIFT. По крайней мере до тех пор, пока там не будут уверены, что американский сжиженный природный газ начал прибывать в Евросоюз, чтобы подстраховать европейского потребителя, ведь вслед за отключением SWIFT наверняка возникнут перебои с поставками российского сырья.
Но, разумеется, пострадает и Россия. «Исход» из SWIFT затруднит расчёты между отечественными банками, так как часть операций между собой они проводят через систему SWIFT (другую часть — через корреспондентские счета Центробанка). Будет нарушен механизм расчётов с зарубежными банками, которые проводят свои операции исключительно через SWIFT. Значительный ущерб понесут работающие на территории России международные компании. Наконец, отключение от системы затронет тех, кто переводит деньги за рубеж непосредственно с банковского счёта или принимает деньги из-за границы — подобные операции проходят через SWIFT.
Эксперты, правда, утверждают, что с платежами по картам Visa и Mastercard проблем возникнуть не должно, во всяком случае, в первое время. Банки будут расплачиваться с платёжными системами из остатков на специальных счетах.
Но в любом случае процесс обмена финансовой информацией станет гораздо медленнее, а сама информация — менее защищённой.
Реакция многих представителей финансово-экономического сообщества на возможное отключение от SWIFT оказалась близкой к панике. До «крика души» Германа Грефа был другой «крик» — тогда ещё министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, уподобившего отлучение от SWIFT «военным действиям».
«Алармистам» дал ответ пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Я не стал бы сейчас использовать какие-то громкие фразы типа „холодной войны“ и т.д.». Однако чиновник уточнил, что Россия в любом случае не хотела бы ситуации, когда отношения с США, «и без того пребывающие в достаточно жалком состоянии, подвергались большим, возможно, непосильным для них рискам и опасностям».

Сохраняет хладнокровие и глава Центробанка Эльвира Набиуллина, заявившая, что повода для паники не существует. «Звучали угрозы, что мы можем быть отключены от SWIFT. Поэтому мы завершили работу над собственной платёжной системой, и если что-то случится, все операции в формате SWIFT будут работать внутри страны. Мы создали альтернативу».
Ещё пару лет назад в России начали готовиться к неблагоприятному развитию событий. Тогда была запущена национальная электронная система взаиморасчётов «Мир», которая действует по аналогичному со SWIFT принципу. В марте 2017 года Эльвира Набиуллина сообщила Владимиру Путину, что в России есть условия для работы платёжных систем в случае, если страна потеряет доступ к SWIFT.
Многие эксперты считают, что благодаря созданию новой российской платёжной системы SPFS, на которую уже перешли более 300 отечественных банков, финансовая система страны сможет благополучно преодолеть отключение от SWIFT.
Ну, а что же виновники переполоха из Вашингтона? Объявлено, что в настоящее время Министерство финансов США вариант с отключением России от системы SWIFT рассматривает как радикальный и пока серьёзно не обсуждает.
Может, пронесёт?