Около 130 ведущих корпораций мира планируют полностью перейти на использование экологически чистых возобновляемых источников энергии (ВИЭ), выяснилось на IV Международном конгрессе REENCON-XXI «Возобновляемая энергетика — XXI век: энергетическая и экономическая эффективность». Участникам конгресса был представлен мировой отчёт по возобновляемым источникам энергии, подготовленный командой ведущих экспертов из международного агентства REN21.
Исследователи пришли к выводу, что идея развития альтернативной, или, как её ещё называют, «зелёной» энергетики, основанной на использовании ВИЭ, окончательно овладела умами граждан многих стран, где в последнее время отмечается её бурный рост. Кое-где получать электричество за счёт ВИЭ стало дешевле, чем возводить новые традиционные станции — тепловые или атомные. А в некоторых странах даже менее затратно, чем использовать уже существующие электростанции, работающие на мазуте, газе, угле.
В развитии альтернативной энергетики, как и в каждом деле, есть свои признанные лидеры. Три четверти всех инвестиций в возобновляемую энергетику в прошлом году сделали Китай, страны Евросоюза и США. Особенно отличился Китай, на треть увеличивший вложения в энергетику ВИЭ по сравнению с 2016 годом.
Победное шествие возобновляемой энергетики, по мнению авторов отчёта, обеспечили, прежде всего, солнечные (фотогальванические) панели и ветроустановки. Именно они дали основной прирост генерации чистой энергии.
Есть и рекорды. Например, ЮАР в определённый момент смогла полностью покрыть внутренний спрос на электричество за счёт силы ветра, а в другой момент — 44% спроса, благодаря солнечному излучению. Ирландия и американский штат Техас в таком режиме получали от ветряных станций 60% и 54% соответственно, а Германия — 66% от комбинации ветра и солнечных лучей.
Модернизация технологий привела к тому, что стоимость фотогальванических панелей и ветроустановок продолжает уменьшаться, повышая эффективность такого рода источников энергии. В результате к началу этого года 130 ведущих корпораций мира заявили, что планируют полностью перейти на ВИЭ. Некоторые компании объявили, что откажутся от генерации на основе нефти, газа и угля и перейдут к производству на базе возобновляемых источников. Кое-кто уже перешёл от слов к делу. Например, крупная французская энергетическая и газовая компания Engie продала свои угольные и газовые активы стоимостью 15 млрд евро и к концу нынешнего года намеревается инвестировать 22 миллиарда евро в ВИЭ и повышение энергоэффективности.
Россия вроде бы тоже интересуется ВИЭ. Да и сам упомянутый выше международный конгресс прошёл у нас, в «Сколково». Российские представители участвовали в дискуссиях, сыпали цифрами и фактами, всем своим уверенным видом демонстрируя, что и они по части ВИЭ не лыком шиты.
Открывая конгресс, первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер отметил важность ВИЭ для экономики страны. По его словам, развитие данного направления — «взгляд в будущее», так как эффективная работа с ВИЭ немыслима без использования самых современных, прорывных технологий, она толкает вперёд не только энергетику, но и смежные отрасли, например, машиностроение.
Однако бравые выступления российских участников конгресса имели одно существенное отличие от докладов их коллег из других стран. Они были вдохновенны, но, пожалуй, чересчур декларативны. Не хватало главного — конкретики. Например, выступившая на конгрессе заместитель гендиректора по международной энергетической политике Министерства экономики и энергетики ФРГ Урсула Борак сообщила, что ещё в 2016 году ВИЭ стали играть главенствующую роль в немецкой выработке электричества, и эта тенденция набирает обороты. В прошлом году доля ВИЭ достигла 36%. Случалось, что мощности ВИЭ практически полностью покрывали внутренний спрос на электричество. По словам Урсулы Борак, тенденция доказывает, что задача довести долю возобновляемых источников в немецкой энергосистеме до 82–95% вполне решаема. В перспективе Германия рассчитывает распространить успехи ВИЭ на теплоснабжение и транспорт, где пока преобладают традиционные углеводороды.
Понятно, что столь впечатляющие успехи альтернативной энергетики невозможны без активного участия государства. Алексей Текслер подчеркнул, что и в России дело обстоит именно так — государство уже не первый год поддерживает возобновляемую энергетику. Хотя, сдаётся, весьма своеобразно. «Мы не гонимся за объёмом мощности, это не является основной задачей в России. И понятно почему: у нас есть традиционные источники энергии, они пока более дёшевы и для наших потребителей являются более эффективными», — разъяснил чиновник.
Зачем же развивать энергетику ВИЭ, если не планировать отдачу от неё? А отдача в этом деле может быть одна — увеличение генерации. Если не вводить в строй новые мощности «зелёной» энергетики, не инвестировать в НИОКР, тем самым снижая себестоимость генерации с использованием ВИЭ, то ничего другого, кроме сжигания нефти, газа, угля, а то и дерева, не останется. К чему разговоры про «эффективность традиционных источников энергии», когда её сравнить не с чем?
Пока же Россия в использовании возобновляемых источников энергии плетётся в хвосте, уступая не только Штатам или Европе, но даже и всем партнёрам по объединению БРИКС. Внедрение ВИЭ в энергетику в Бразилии, Индии, Китае и Южной Африке ведётся гораздо активнее, результативнее, чем в России. Нам объясняют, что и в отечестве нашем не всё так с ВИЭ плохо, дескать, около 20% всей выработки электроэнергии составляют возобновляемые источники. Да, но только имеются в виду не новые ВИЭ (ветер, солнце, бытовые отходы), а вода. Гидроэлектростанции мы действительно эксплуатируем, но только они у нас старые, дышащие на ладан, на строительство новых и даже капитальный ремонт действующих денег у государства нет. В результате нередко происходят аварии. Одна из крупнейших, случившаяся летом 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС, унесла жизни 75 человек. Да и экологии ГЭС наносят немалый ущерб. Сколько, к примеру, рыбы они погубили.
Что же касается менее опасной для природы и человека энергетики ВИЭ, она под аккомпанемент бравых речей чиновников практически не развивается. Не хотим брать за образец «проклятый Запад»? Хорошо, давайте поучимся у нынешних наших «стратегических партнёров» — китайцев. Были годы, когда в КНР, по данным Международного энергетического агентства, вводились в эксплуатацию две ветроэнергетические установки в час. На «зелёную» энергетику власти Поднебесной, в отличие от наших, денег не жалеют.
Увы, тезис величайшего поэта России о том, что мы ленивы и нелюбопытны, не утратил актуальности и по сей день. А ещё слишком сильно мы уповаем на свою природную кладовую. Мол, у России так много нефти и газа, что сам чёрт нам не брат. В угаре самомнения прошляпили «сланцевую революцию» в США, убаюкав себя мантрой, что ничего у этих янки не получится — больно сложная и дорогостоящая технология. Получилось! Как бы ни испортил нам жизнь аналогичный самообман с возобновляемой энергетикой.
Нефть и газ рано или поздно кончатся. Это неизбежно. И что тогда? Есть и ещё одна проблема. Российский бюджет по-прежнему более чем наполовину формируется за счёт экспорта сырья, главным образом нефти и газа. Но ведь Европа и Китай, наши сегодняшние главные покупатели, развивая «зелёную» энергетику, вскоре вообще могут отказаться от закупок российского топлива. Из какой «тумбочки» будем тогда брать деньги?
Наши власти не могут или, скорее, сознательно не хотят диверсифицировать экономику, а также её составную часть — энергетику. Из-за этого Россия может в не таком уж и далёком будущем оказаться на обочине цивилизации с гигантским дефицитом.