Помощник президента Андрей Белоусов нашёл дополнительные деньги на исполнение майских указов. В письме Владимиру Путину, который уже поставил визу «Согласен», он предложил изъять у 14 металлургических, химических и нефтехимических компаний России более 500 млрд руб. сверхдоходов, полученных из-за изменения «внешней рыночной конъюнктуры». По мнению Кремля, лишние суммы по итогам 2017 года имеют «Норникель» (114 млрд рублей), «АЛРОСА» (67 млрд), «Сибур» (65 млрд), «Полюс» (58 млрд), «Северсталь» (43 млрд) и другие. В списке не значатся «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и ещё ряд компаний, налоговая нагрузка на которые считается достаточной.
Рентабельность по EBITDA
Суть инициативы Андрея Белоусова состоит в следующем. Он предлагает уравнять рентабельность по EBITDA (аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) двух крупных отраслевых групп. С одной стороны, речь идёт о металлургах, химиках и нефтехимиках, то есть об обрабатывающих производствах. С другой — о нефтяных и газовых компаниях. Налоговую нагрузку нужно будет увеличить именно для первой группы. Белоусов приводит в пример ситуацию 2016 года, когда для наполнения госказны правительство решило изъять дополнительные доходы у нефтегазовых структур. В результате за два года бюджет пополнился суммой в 600 млн рублей.
Сейчас же, по оценке чиновника, из-за рыночной конъюнктуры российские металлурги и химики суммарно получили в прошлом году более 1,5 трлн рублей EBITDA. Но поскольку налоговая нагрузка на них лишь 7%, а для нефтянки — 28%, эту диспропорцию следует устранить и получить в итоге «чистый выигрыш» для госказны в 513,7 млрд рублей.
Реакция «сверхдоноров»
У потенциальных «сверхдоноров» замысел Белоусова вызвал вопросы. Прежде всего, на него отреагировал владелец одного из крупнейших в России производителей металла — НЛМК и президент ассоциации «Русская сталь» Владимир Лисин. По его словам, предложенный метод формирования дополнительной налоговой базы выглядит поощрением неэффективности: «чем меньше рентабельность, тем меньше налогов придётся платить». В проекте есть серьёзные изъяны, убеждён Лисин: не учитывается, например, сколько компания инвестировала раньше, возвращая деньги в производство и повышая рентабельность, и сколько ей нужно инвестировать в перспективе. В результате возникает риск снижения инвестиций и конкурентоспособности.
В связи с инициированной Белоусовым болезненной темой Владимир Лисин вспомнил анекдот о зайце, который открыл в лесу обменник и предложил обменный курс: рубль на рубль 20 копеек. Звери удивились, но потянулись, стали менять и ждать, когда же новоиспечённый предприниматель разорится. Дошла очередь до медведя. «Косой, а в чём бизнес-то. Ты хоть рентабельность считал?» — спросил тот. «Да на фиг мне эта рентабельность, ты посмотри зато какие обороты!» — ответил заяц.
Независимые аналитики разделяют скепсис Лисина, полагая, что изъятие у металлургов и химиков более 500 млрд рублей серьёзно отразится не только на дивидендных выплатах, но и на возможности инвестировать в поддержание и модернизацию предприятий. Оно чревато снижением капитализации и инвестиционной привлекательности компаний, бегством инвесторов. А также тем, что такое «раскулачивание» приведёт к перетоку инвестиций в нефтянку и сделает неконкурентоспособными часть растущих экспортных секторов.
Александр Шатилов, политолог:
Принято говорить, что у нас денег нет, но в реальности Россия слишком богата, чтобы у неё не было денег. Сейчас власть пытается, как говорится, «скрести по сусекам», в том числе по «сусекам» наших государственных и частных олигархов. Сейчас время непростое, и все должны нести равную ответственность, нести бремя противостояния с Западом. Не мы эту войну инициировали, нам её навязали. Но мы приняли бой, и сейчас надо затягивать пояса не только народа, но и определённой части бизнес-элиты и управленческой элиты. Поэтому такого рода инициативы, с одной стороны, справедливы. С другой стороны, эта идея может породить некие «брожения» в предпринимательском сообществе и в бюрократическом аппарате, поскольку могут возникнуть определенные ощущения, что начинают «раскулачивать». Поэтому власти нужно четко просчитать и обнародовать конкретные цифры, в соответствии с которыми будет ясно, что предприятие имело какие-то бонусы, на что-то закрывались глаза. Но сейчас не то время, чтобы закрывать глаза на извлечение дополнительного дохода. Чтобы не породить определенные конфликты в российской элите, не спугнуть российский бизнес, нужно действовать аккуратно, избегать огульности и «анонимного изъятия излишков». Нужно шире привлекать общественность к такого рода инициативам и обнародовать данные через СМИ. Этот процесс должен быть рациональным, финансово и юридически обоснованным.