Владелец компании Urban Group Александр Долгин признался, что готов продать своё детище за символическую цену в один рубль. Условие одно: к компании не будет никаких претензий.

Как рассказал бизнесмен в интервью РБК, по его замыслу, инвесторы смогут вложить деньги в строительство, в особенности там, где время ввода жилья было просрочено. Взамен у них будет возможность продавать квартиры в тех домах, которые существуют пока лишь как проекты. В этой связи девелопер заявил, что в поддержку компании должен вкладывать деньги бизнес, а не само государство. Потенциальными инвесторами, по его словам, являются, в частности, ВТБ и Промсвязьбанк, а также некий «пул крупных инвесторов».

Председатель совета директоров компании Urban Group Александр ДолгинФото: АГН «Москва»/Сергей ВедяшкинПредседатель совета директоров компании Urban Group Александр Долгин

News.ru уже не раз писал о проблемах внутри Urban Group. Давайте на этот раз вспомним, какие громкие сделки в России и при участии российского бизнеса заключались за кажущуюся смешной, с одной стороны, сумму в один рубль.

«Трансаэро»

В сентябре 2015 года стало известно, что гигант авиационной индустрии «Аэрофлот» покупает второго по значимости и размерам игрока на российском авиарынке — компанию «Трансаэро».

Фото: Global Look Press/Transport Photo Images/Leonid Faerberg

Приобретались 75% плюс одна акция перевозчика за условную сумму в один рубль. Однако при этом в багаже и ручной клади «Трансаэро» были внушительные долги, превышающие 160 млрд рублей. Обязательства «Трансаэро» перед пассажирами были выполнены, кроме того, удалось избежать массовых увольнений сотрудников. Деятельность «Трансаэро» была реструктуризирована и интегрирована в группу «Аэрофлота». Тогда этой сделке были рады все, а курировал ситуацию первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Red Wings

Другая авиакомпания — Red Wings, позиционирующая себя больше как лоукостер, была также продана за рубль. Сделка состоялась в апреле 2013 года. Покупателем авиакомпании стал брат совладельца группы «Гута» Сергей Кузнецoв, а также группа GHP. Проблемы у авиаперевозчика начались после авиакатастрофы 29 декабря 2012 года во Внуково. Лайнер Ту-204 выполнял рейс по маршруту Пардубице — Москва, но после посадки съехал со взлётной полосы, врезавшись на большой скорости в ограждение, и разбился. По стечению обстоятельств рейс был перегоночным, поэтому на его борту были лишь члены экипажа. Пять человек из восьми.

Фото: vk.com/авиакомпания Red Wings

В Росавиации заявили, что Red Wings испытывает финансовый дефицит, который не позволял ей гарантировать безопасность полётов. Владелец авиакомпании бизнесмен Александр Лебедев поспешил избавиться от активов. Кроме того, он добился списания долгов по лизинговым платежам Red Wings.

Кстати, Лебедев участвовал и в других символических сделках. Так, в 2009 году он приобрёл долю в 75,1% в газете Evening Standard за один фунт стерлингов. А годом позже он также за один фунт купил издания The Independent и The Independent on Sunday. Между тем предыдущий владелец Independent News & Media обещал предоставить Лебедеву 9 млн фунтов за сохранение и использование бренда.

ФК «Уралсиб»

В 2015 году в СМИ широко обсуждалась возможность по продаже ФК «Уралсиб». Её владелец Николай Цветков вёл переговоры с несколькими инвесторами и был готов распрощаться с корпорацией. Владелец Московского Кредитного Банка Роман Авдеев выражал готовность приобрести 75% плюс одна акция «Уралсиба» за рубль.

Фото: vk.com/БАНК УРАЛСИБ

Но этой сделке не суждено было заключиться. Банкир хотел докапитализировать «Уралсиб» на 15 млрд рублей. Такие условия не устроили Цветкова, и в итоге стороны так ни к чему и не пришли. Также говорилось о заинтересованности в сделке со стороны ВТБ, Альфа-Банка и Бинбанка. В итоге бизнесмен Владимир Коган согласился купить 82% акций «Уралсиба», а Николай Цветков сохранил миноритарный пакет акций. В «Уралсибе» произошёл ряд преобразований, которые были направлены на укрепление капитальной базы и увеличение объёмов кредитования.

«Связной»

В 2014 году группе «Онэксим» и НПФ «Благосостояние» наконец-то удалось договориться с владельцем «Связного» Максимом Ноготковым о передаче им бизнеса. Инвесторы смогли получить популярную в РФ сеть салонов сотовой связи за один рубль. После смены основного владельца долговая нагрузка «Связного» была существенно сокращена. Сам Максим Ноготков неоднократно вёл переговоры о продаже своего бизнеса, но каждый раз переговоры были безрезультатными.

Фото: vk.com/Связной

Он даже лично встречался с представителями «ВымпелКома», «МегаФона» и МТС и предлагал выкупить у него часть бизнеса. Предприниматель получил уведомление о дефолте по долгу, залогом по которому выступали акции холдинговой компании группы «Связной». Речь шла о пакете Trellas Enterprises (Кипр), именно через неё Ноготков осуществлял владение активами. После сделки Ноготков отдал акции и другого своего ретейлера — Enter, бизнесмен лишился половины своих активов. В Связном Банке тогда началось бегство вкладчиков, его клиенты забрали более четверти всех депозитов. В итоге Ноготков переехал в США и занялся там венчурным бизнесом.

Ё-мобиль

Нашумевшая в своё время перспективная разработка отечественного Ё-мобиля ушла в прошлое, так и не успев стать настоящим. В 2014 году миллиардер Михаил Прохоров заявил о том, что проект закрывается. Группа «Онэксим» продала всю техническую документацию Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту за один евро.

Фото: Global Look Press/Anton Belitsky

Как отмечалось, основной причиной закрытия этого амбициозного и имиджевого проекта было ослабление курса рубля из-за санкций, а также изменение конъюнктуры на рынке автомобилей. Изначально предполагалось, что основная часть деталей и оборудования должна была закупаться за рубежом. А резкое укрепление доллара и евро делали невозможным продажи Ё-мобиля в России по конкурентоспособным ценам. По первоначальному замыслу выпуск столь необычных автомобилей должен был начаться в мае 2012-го. Прохоров хотел производить 20 тыс. машин в год. Таким образом, все точки над «Ё» были расставлены.

«Нью-Джерси Нетс»

В 2009 году всё тот же миллиардер Прохоров решил выкупить клуб НБА «Нью-Джерси Нетс» за $1. Бизнесмен мечтал развить клуб, сделав из него конфетку, и пойти по пути Абрамовича с его футбольным «Челси». Кстати, ещё в 1982 году «Челси» был куплен прежним владельцем, Кеном Бейтсом, всего лишь за один фунт.

Матч «Нью-Джерси Нетс» против «Нью-Йорк НИКС», НБАФото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Shen HongМатч «Нью-Джерси Нетс» против «Нью-Йорк НИКС», НБА

А вот Абрамович выкупил его уже за 140 млн фунтов, при этом в 2017 году журнал Forbes оценил клуб в $1,8 млрд. Но речь — о Прохорове. Он инвестировал более 200 млн евро в строительство арены для баскетболистов. Команда после переезда в Нью-Йорк была переименована в «Бруклин Нетс». Но завоевать чемпионский титул НБА ей так и не удалось. При этом после инвестиций и шумихи вокруг «Нетс» в СМИ её стоимость резко возросла. Наибольшим успехом команды в НБА является титул чемпиона конференции, который команда завоёвывала в 2002 и 2003 годах.

МТС

Компания МТС в 2016 году продала 50,01% акций в узбекской Universal Mobile Systems за $1. Купило оператора правительство Узбекистана. Как отмечалось, на МТС могло оказываться давление и российского сотового гиганта хотели выжить с рынка Узбекистана. Тогда в отношении МТС велось антикоррупционное расследование.

Фото: wikipedia.org/CC 4.0/Carpodacus

По данным СМИ, МТС обвиняли в связях с бизнес-структурами дочки президента Узбекистана Ислама Каримова. При этом в МТС заявляли, что уход оператора не связан с расследованием якобы имевших место коррупционных сделок.

«Глобэкс»

А вот банк «Глобэкс» Анатолия Мотылёва удалось продать подороже. ВЭБ приобрёл кредитную организацию во время кризиса 2008 года за 5 тысяч рублей. Сам «Глобэкс», как и многие финансовые организации тогда, испытывал сильнейшие проблемы с ликвидностью. Первоначально кредитная организация начала ощущать трудности с выдачей вкладов населению.

Фото: vk.com/Банк Глобэкс

А это верный звонок для того, чтобы бить тревогу. Набсовет Внешэкономбанка принял решение о спасении банка. «Глобэкс» был выкуплен. ЦБ, со своей стороны, передал ВЭБу 87 млрд рублей, которые были направлены большей частью на развитие «Глобэкса». «Дочка» института развития — «ВЭБ Инвест» — получила недвижимость, связанную с банком Мотылёва, и долги по ней.

«Мечел»

В 2013 году «Мечел» продал четыре завода в Румынии за $70, при этом на покупку предприятий компания потратила около $250 млн. Покупателем выступила горнодобывающая компания Invest Nikarom SRL.

Шахта в разработке компании ОАО «Мечел»Фото: facebook.com/МечелШахта в разработке компании ОАО «Мечел»

Эти заводы были убыточными, и сделка позволила избежать для «Мечела» дополнительных финансовых потерь. Более того, в конце 2012 года компания останавливала работу румынских предприятий из-за крайне низких цен на сталь. Высвободившиеся денежные потоки были направлены как на операционную деятельность, так и на снижение долга компании.

Дарья Алгунова, юрист коллегии адвокатов «Ковалёв, Тугуши и партнёры»:

— В контексте позиции Urban Group в целом заявление о продаже компании за один рубль является, скорее, метафорой. Общий посыл руководства компании состоит в том, что компания намерена передать проекты по строительству жилья частным инвесторам. На настоящий момент правительством РФ принято решение завершить строительство за счёт средств Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства при участии правительства Московской области. Данное решение, вероятнее всего, связано с желанием государства наиболее оперативно разрешить острую социальную ситуацию, связанную с обманутыми дольщиками. Альтернативой подобного государственного участия в санации компании является привлечение в строительство частных инвесторов. Это может быть сделано в различных формах. В соответствии с желанием владельца Urban Group, добиться полного «отсутствия претензий» к компании, скорее всего, это возможно осуществить путём передачи имущества и обязательств застройщика в рамках грядущего банкротства Urban Group. В качестве условной платы за приобретение имущества застройщика покупатель (частный инвестор) исполняет за него обязательства перед участниками строительства по передаче жилых помещений. С точки зрения процедуры такая передача может быть более затратна по времени.

Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари»:

— Urban Group испытывает серьёзные финансовые проблемы, «дыра» в капитале компании может составлять до 50 млрд рублей. У компании есть незавершённые строительные проекты (в том числе в Московской области), для их окончания решено было спасти компанию. Учитывая долги Urban Group, один рубль — это чисто символическая сумма для перехода компании к новым собственникам. Новый инвестор, вероятно, в обмен на обязательство достроить проекты Urban Group получит преференции от правительства Московской области. При этом возможен сценарий банкротства Urban Group.