В этом году российский бюджет получит дополнительные доходы благодаря высоким ценам на нефть и газ. Впервые за последние семь лет ожидается бюджетный профицит. Однако рядовым гражданам от него, похоже, ничего не перепадёт.

Выручка от подорожавших углеводородов в нынешнем году ожидается весьма значительная — вместо 527 млрд рублей, которые изначально планировалось заработать на продаже нефти и газа, бюджет пополнится на 2,2 трлн целковых. Однако не торопитесь ликовать и «в воздух чепчики бросать». Нам с вами от нефтегазового «приварка» достанется не бублик, а лишь дырка от бублика. Дополнительным доходам власти нашли другое применение. Это следует из документа о пересмотре параметров федерального бюджета, составленного в недрах Министерства финансов РФ. Выясняется, что многие статьи государственных расходов правительство намерено подвергнуть «усушке и утруске».

Так, предлагается сократить расходы по бюджетной статье «Социальная политика». К примеру, трансферты из бюджета на пенсионное обеспечение будут урезаны на 51,5 млрд рублей. Помимо этого в проекте поправок к бюджету предусматривается сокращение на 2,23 млрд рублей госпрограммы по поддержке инвалидов, на 5,9 млрд рублей будут сокращены траты на социальное обеспечение. Кроме того, Минфин предлагает снизить субсидии на развитие сельского хозяйства на 3,2 млрд рублей.

Фото: News.ru/Сергей Булкин

Что касается субсидий на «село», расстраиваться нам, пожалуй, нечего. Сколько денег ни закачай аграриям, цены на их продукцию в магазинах не снизятся. Прецедент уже был. Сначала нам прожужжали все уши: режим импортозамещения, предоставляющий сельским производителям тепличные условия почти полного отсутствия конкуренции, обязательно приведёт к снижению цен. И что же? На самом деле оказалось с точностью до наоборот — отечественный агропром, оказавшийся на положении монополиста, наоборот цены стал задирать (с помощью торговли, разумеется).

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

А вот сокращение финансирования «социалки» коснётся десятков миллионов россиян.

Правда, двум её важным составляющим от перераспределения бюджетных средств толика малая вроде бы достанется. В проекте поправок предусмотрено увеличение расходов на медицину и образование — на 4,2 млрд и 2,64 млрд рублей соответственно. Хотя в масштабах страны деньги это смехотворные. Ну, хоть не отняли, и на том спасибо.

Кто же получит самый жирный кусок нефтегазового «приварка»?

Силовые структуры и система исполнения наказаний. Расходы на первую статью предлагается увеличить на 20,3 млрд рублей, на вторую — на 4,6 млрд.

Как поступить с оставшимися профицитными средствами, финансовое ведомство тоже уже придумало. Планируется их сперва прокрутить с помощью покупки валюты на внутреннем рынке, а затем направить в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Заначка на чёрный день — дело, конечно же, хорошее. Однако резервные фонды у нас что-то подозрительно быстро расходуются. На роль священных коров никак не подходят. Резервный фонд уже растратили, ФНБ ещё «скрипит», но насчёт долговечности этой «копилки» берут большие сомнения.

Что касается силовиков и тюрем, то деньги им тоже, конечно, нужны, однако тенденция их постоянной подпитки не может не наводить на мрачные размышления. Известная поговорка про суму и тюрьму в России, похоже, начинает приобретать особую актуальность.

Фото: АГН «Москва»/Андрей Никеричев

Плохо и то, что дополнительные доходы не будут работать на отечественную экономику. В резервных фондах деньги уместно хранить в условиях экономического роста. В противном случае получается классическая ситуация собаки на сене. По словам известного экономиста, д.э.н. Игоря Николаева, Минфин привык исполнять бюджет исключительно в бухгалтерской плоскости и стремится только к сведению расходов с доходами. Ведомству куда сподручнее направить средства на покупку валюты, чем вложить в какой-нибудь проект, нуждающийся в государственных инвестициях так же, как цветок в воде.

Стремление финансистов по-быстрому распределить дополнительные доходы стратегией не назовёшь. Сомнительно, что у правительства вообще есть хоть какое-то подобие стратегии. Между тем, как известно, Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина по поручению президента разработал стратегию развития России на 2018–2024 годы. Один из важнейших пунктов документа — существенное (а не копеечное, как планируют сегодня в Белом доме) увеличение инвестиций в так называемый человеческий капитал и сокращение расходов на госуправление.

Похоже на то, что стратегия Кудрина остаётся невостребованной (а сам он «сослан» в Счётную палату). Например, расходы на госуправление не только не сокращаются, а, напротив, увеличиваются. Это становится видно даже по новой структуре правительства, разработанной Дмитрием Медведевым. Добавлены одно министерство и должность вице-премьера (вместо девяти вице- теперь будет десять). Можно не сомневаться, что и штатная численность «новых старых» министерств и ведомств тоже расширится.

Происходящее навевает грусть. В Отечестве нашем, похоже, решительно ничего не меняется в лучшую сторону. Как уповали на повышение нефтяных цен, так и продолжаем это делать. Как ходила в Золушках российская экономика (исключая разве что «оборонку»), так и ходит. На инвестиционный «бал» правительство её приглашать по-прежнему не торопится.

Принцип «что бы ни менять, лишь бы ничего не менять» всё также главенствует. Далеко ли при таком подходе уедем?