16+

«Молочка» получит чистые этикетки

Новые правила маркировки молокосодержащих продуктов вступили в силу
14:06, 16 июля 2018 81
Фото: РИА Новости/Николай Хижняк

На российском молочном рынке произошло знаковое, в прямом смысле слова, событие: 16 июля вступили в силу новые правила маркировки молокосодержащих продуктов. Благодаря изменениям в технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» потребитель сможет различать молокосодержащие продукты с добавлением или без добавления растительных масел. Надпись «содержит растительные масла» отныне не маскируется микроскопическим шрифтом, а специальным образом выделяется на лицевой стороне упаковки, шрифтом размером не менее 3 мм. Эта надпись должна быть контрастной по отношению к цвету отдельного информационного поля, в которое она вносится.


Отныне никаких «сметанок»

Поправки в техрегламент, разработанные Минсельхозом РФ, были приняты в ноябре 2017 года Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), куда входят эксперты из России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии. Речь идет о серьёзном ужесточении требований к маркировке молокосодержащих продуктов, а также об уточнении их классификации. В соответствии с запретом Роскачества, если кефир создан с помощью растительных жиров, он не может быть назван кефиром. Кроме того, на этикетке не должно быть слов, вводящих покупателя в заблуждение, типа «сметанка», «маслице» или «творожок». На том товаре, что раньше назывался «сырным продуктом», появится надпись «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведённый по технологии сыра». Замглавы Роскачества Елена Саратцева заявила, что специалисты ведомства делают всё от них зависящее, чтобы потребители в рамках современного российского рынка имели дело напрямую с чистыми этикетками.

ТАСС/Александр Рюмин

Согласно решению Коллегии ЕЭК от 20 марта 2018 года № 40, установлен переходный период по вступлению в силу изменений в техрегламент. До 16 января 2019 года предприниматели смогут производить молокосодержащие продукты со старой маркировкой и торговать ими, если располагают документами об оценке соответствия требованиям техрегламента, выданными до дня вступления поправок в силу. Разрешается также реализация продукции, выпущенной в этот период, в течение всего срока её годности. Вероятнее всего, первые продукты в новой упаковке появятся осенью, а полный переход рынка на неё может быть осуществлён ближе к середине 2019 года.

На отдельных полках

Ранее Минпромторг разработал поправки в правительственные «Правила продажи отдельных видов товаров». Если они будут одобрены, натуральная «молочка» будет отделена в магазинах от продукции с растительным жиром — их разместят на разных полках в торговых залах. В пояснительной записке к проекту Минпромторг указал, что продукция с заменителями молочного жира безопасна для здоровья и вполне пригодна для употребления в пищу. Новые правила, которые, предположительно, заработают с января 2019 года, обяжут владельцев магазинов оборудовать для неё отдельные полки. По мнению разработчиков, покупателям в этом случае будет удобнее ориентироваться в ассортименте, ну а изготовителей новая ситуация подтолкнёт к здоровой конкуренции.

Позиция Роскачества сходна с оценкой Минпромторга. В продуктах с заменителем молочного жира ведомство не видит ничего плохого, в отличие от частично гидрогенизированных масел, которые содержат большое количество трансжиров — факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и ранней смерти. По утверждению Роскачества, в каждом своём исследовании молочной продукции оно выявляло факты замены жиров, но они не носили массовый характер. Так, из 82 торговых марок сливочного масла заменители были обнаружены в десяти, из 36 марок кефира — в четырёх, из 90 марок мороженого — в двух, из 50 марок сметаны — в одной.

Между тем изменение техрегламента не решит одну из самых серьёзных проблем рынка — проблему фальсификата. По сложившейся традиции недобросовестные производители не указывают в составе продукции наличие заменителей молочного жира, и новые правила маркировки едва ли изменят ситуацию. Единственным действенным способом борьбы с фальсификатом остаются штрафы, причём крупные. 

Новая система маркировки предписывает производителям менять лицевую сторону упаковки и наносить на неё контрастное информационное поле с четкой надписью «содержит растительные жиры». В России при этом есть предубеждения перед растительными жирами, поэтому многие производители, по нашей информации, полностью отказались от выпуска такой продукции. Так что вполне вероятно, что с рынка уйдёт часть легальной продукции с заменителями молочных жиров, те же сырные продукты, спреды. Если говорить о большем понимании потребителем состава продукта, то новая маркировка, наверное, будет им более ясна и доступна. Что касается того, насколько эта мера эффективна в борьбе с фальсификатом, то это спорный вопрос. Недобросовестным производителям всё равно, какой закон нарушать, требования какой маркировки игнорировать. Необходимо увеличивать штрафные санкции и четко определить понятие «фальсификат». После вступления в силу таких поправок важно следить за соблюдением новых правил, чтобы недобросовестные производители соблюдали требования к маркировке. Думаю, найдётся большое количество нарушителей, которые не захотят делать заведомо невыгодную упаковку. В целом уход части категории в чисто молочную продукцию может косвенно увеличить потребность в сырье, но не уверена, что это будет значительное увеличение спроса на сырое молоко.

Мария Жебит

директор по связям с общественностью и госорганами Национального союза производителей молока «Союзмолоко»: 

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен

Загрузка...
Новости СМИ2