Прошедший на днях в Москве Гайдаровский форум стал для правительственных чиновников своеобразным полигоном, на котором обкатывались разные идеи, касающиеся изменения в налоговой системе. Точнее говоря, посредством этой площадки проверялась реакция общества на разрабатываемые в правительстве новации в данной сфере.

А проверять есть что. Решение о корректировке налоговой системы уже принято — в марте планируется внести в Госдуму соответствующий пакет документов. Однако в правительстве, включая экономический и социальный блоки, до сих пор отсутствует консолидированное мнение, какими именно должны быть эти изменения, чтобы увеличить приток доходов.

Повысить, но понизить

Помощник президента РФ Андрей Белоусов 16 января заявил, что необходимо увеличить на 1,5–2% ВВП расходы на здравоохранение, образование и инфраструктуру. Эти расходы, по его словам, нужно повысить «за счёт относительного сокращения других расходов, за счёт оптимизации налогов».

«Оптимизация налогов — она рассматривается. Пока решений нет, разные варианты», — отметил помощник президента.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Посыл понятен: оптимизация налогов предполагает поступление дополнительных доходов, которые пойдут на здравоохранение, образование и инфраструктуру. Иначе говоря, налоги должны увеличиться.

Гайдаровский форумФото: News.ru/Сергей БулкинГайдаровский форум

Однако подобную перспективу решительно отвергает министр финансов Антон Силуанов.

«Правительство не предполагает увеличения налогового бремени на предстоящие годы», — заявил он, выступая на Гайдаровском форуме.

При этом глава Минфина акцентирует особое внимание на том, что изменения в налоговой системе должны улучшить положение россиян с низкими доходами.

«Мы готовим различные варианты, в том числе перенастройки в налоговой системе с тем, чтобы не было такого, когда люди с большим достатком пользуются преференциальными режимами в условиях, когда люди с небольшими доходами не получают доступа к тем или иным льготам», — подчеркнул Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24».

Об этом же ранее говорила вице-премьер Ольга Голодец.

«Мы постоянно это обсуждаем и понимаем, что на сегодняшний день, к сожалению, в нашей стране сложилась ситуация, когда налоги являются регрессивными... Сегодня речь идёт о той части населения, которая нуждается в поддержке со стороны государства, и мы обсуждаем разные варианты этой помощи», — отметила вице-премьер, курирующая в правительстве социальный блок.

Льготы не складываются

Судя по всему, одним из вариантов решения этой проблемы может быть введение разных ставок подоходного налога в зависимости от размера получаемых доходов.

Несколько дней назад в СМИ со ссылкой на высокопоставленных чиновников появились сообщения о том, что в правительстве прорабатывается схема, по которой подоходный налог увеличивается с 13% до 15% для граждан с заработком от 7 млн рублей в год, а для россиян с низкими доходами он полностью отменяется. Однако расчёты показали, что овчинка выделки не стоит. Дело в том, что больше всего обеспеченных людей находятся в мегаполисах и богатых регионах, и именно они окажутся в выигрыше. Что касается депрессивных регионов, то они станут беднее, поскольку там сократится приток собираемого подоходного налога. В этом случае его придётся дотировать из федерального бюджета.

Фото: News.ru/Сергей Булкин

По этой причине или нет, но глава Минфина Антон Силуанов решительно открестился от возможности повышения ставки НДФЛ до 15%. Слухами назвал вероятное введение прогрессивной шкалы подоходного налога и вице-премьер Игорь Шувалов.

То есть на сегодняшний день непонятно, каким образом и за счёт чего правительство намерено облегчить положение россиян с низкими доходами.

Обещания без гарантий

Собственно, нет ясности и относительно того, как налоговая оптимизация может отразиться на бизнесе, хотя глава Минфина заявил, что дополнительной фискальной нагрузки на предпринимателей не будет. Но если это так, то откуда появятся дополнительные доходы?

Ответить на этот вопрос Антон Силуанов попытался на том же Гайдаровском форуме, но ясности это не прибавило.

По заявлению министра финансов, они предполагают «изменить структуру налоговой системы, сделать её более конкурентоспособной» и чтобы «она отвечала на основную задачу сегодняшнего дня — это увеличение темпов экономического роста». Кроме того, налоговая система «должна вести к обелению экономики и сокращению теневого сектора, должна быть более простой, понятной и не допускать неуплату налогов».

Позднее глава Минфина уточнил, что может сделать российскую налоговую систему более конкурентоспособной.

По словам министра, бизнес несёт большую нагрузку в виде налогов на труд, и это является одной из проблем налоговой системы в России.

«30% одних страховых взносов! Я уж не говорю про НДС, про подоходный налог. В других странах нет такой нагрузки. И здесь мы проигрываем конкуренцию, конкурентоспособность нашей налоговой системы по сравнению с другими странами», — сокрушался Антон Силуанов.

Но это, скорее, заявка на перспективу, и с повышением конкурентоспособности придётся подождать.

Другое дело, что до марта осталось совсем немного времени, и правительству придётся, по сути, в авральном режиме готовить законопроект о налоговой корректировке. А это означает, что в документ могут быть внесены новации, о которых никто и не думал. Этого, кстати, больше всего опасается частный бизнес, который уже попадал в подобные ситуации.

Михаил Слипенчук, руководитель ГК «Метрополь», специально для News.ru:

Фото: wikipedia.org/Дмитрий Бескромный

Сегодняшняя система налогообложения не стимулирует развитие. Это устойчивое стабильное состояние для государственной экономики и совершенно неустойчивое для частного бизнеса.

С учётом этого следовало бы проработать вопрос о снижении налогов в секторах, которые больше всего нуждаются в развитии и которые могут дать высокий экономический результат.

Кроме того, надо стимулировать увеличение перетока капитала и эффективность его использования в Сибири и на Дальнем Востоке, поскольку там проживает меньше всего людей. Можно, конечно, идти по пути федеральных целевых программ и стимулирования частичного субсидирования, в том числе и кредитов на ипотеки, и так далее, но, как мне кажется, проще снизить налоги и тем самым создать условия для экономического всплеска. К тому же при снижении налогов капитал будет быстрее обращаться, и, несмотря на санкции, западный капитал снова придёт в Россию. На мой взгляд, жадность там уже перевешивает страх и все с нетерпением ждут этого момента. Но для этого нужно снизить налоговую нагрузку на бизнес.

Олег Якушев, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент», специально для News.ru:

Фото: youtube.com

Может сложиться впечатление, будто в правительстве нет единого подхода к тому, как именно стоит реформировать налоговую систему. Однако на самом деле это впечатление обманчивое. Окончательное решение пока не принято, до тех пор могут высказываться самые разные мнения, но это не означает, что все они перейдут в стадию реализации.

По основному вопросу во властных структурах никакой разноголосицы мнений нет — налоговая система России нуждается в существенной перестройке. И причина этого единогласия также понятна — государственные закрома пустеют. Последний триллион рублей из Резервного фонда был потрачен в декабре 2017 года на покрытие дефицита федерального бюджета, и с 1 февраля он прекратит существование, присоединившись к Фонду национального благосостояния.

Да и сам ФНБ, который задумывался как источник финансирования структурных реформ и глобальных проектов будущего, уже давно стал кубышкой, направляющей дополнительные нефтяные доходы опять же на финансирование бюджетного дефицита. По состоянию на 1 января 2018 года объём ФНБ составил 3,753 трлн рублей, причём живых денег на счетах в фонде около 2 трлн рублей.

Напомним, согласно новому бюджетному правилу, дополнительные доходы от продажи нефти по цене выше базовой теперь уходят в Минфин, который на эти деньги покупает валюту. Базовая цена на нефть в 2017 году была установлена на уровне 40 долларов за баррель российской нефти Urals, каждый год это значение будет индексироваться на 2% — то есть цена 2018 года составляет 40,8 доллара. Эти деньги вернутся в экономику, если мировые цены опустятся ниже базовой цены. Однако, пока нефтяные котировки растут, а деньги на дополнительные бюджетные расходы могут потребоваться уже в ближайшее время.

Предлагаемый Минфином план реформирования налоговой системы представляется в настоящий момент оптимальным. Действительно, у ФНС есть определённый потенциал для улучшения налогового администрирования, в первую очередь это относится к имущественным налогам. С другой стороны, обеление экономики может принести искомые 2 трлн рублей для финансирования образования и здравоохранения. К тому же обещания в течение шести лет не повышать налоговое бремя ласкают слух электората во время предвыборной президентской кампании.

Но есть одно «но»: принять изменения в налоговое законодательство необходимо до начала работы над бюджетом следующего года, то есть во время весенней сессии Федерального собрания. В этой связи глава РСПП Александр Шохин, несмотря на заверения г-на Силуанова, сомневается, что в проекте реформы будут учтены пожелания бизнес-сообщества.

К тому же есть определённые сомнения в том, что в рамках налоговой реформы будут достигнуты все цели, запланированные её разработчиками. В результате в центре внимания опять окажутся подоходный налог и НДС. Они собираются лучше всех прочих налогов, а их доля в структуре налоговых поступлений максимальна — почти 84% в 2016 году. В подобных условиях у правительства будет велик соблазн повысить ставки, несмотря на предвыборные обещания.