То, что санкции, введённые ЕС против России из-за спецоперации на Украине, — оружие обоюдоострое, начинают понимать депутаты Европейского парламента. В конце апреля парламентарий Антонио Мария Ринальди написал письмо в Еврокомиссию, в котором посетовал на то, что европейские компании fashion-индустрии не могут принимать платежи от российских клиентов из-за отключения российских банков от SWIFT (международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей). Парламентарий спросил у чиновников, могут ли они создать систему выполнения таких контрактов. Подробности в материале NEWS.ru.

По словам Антонио Марии Ринальди, Евросоюз оперативно принял пакет санкций против России после начала специальной военной операции на Украине. Регламент (ЕС) 2022/576, в частности, усилил рамки санкций, полностью запретив продажу товаров, стоимость за единицу продукции которых превышает €300, в том числе в индустрии моды. Правда, для контрактов, заключённых до 9 апреля 2022 года, этот запрет не будет применяться до 10 июля 2022 года. Однако в связи с тем, что российские банки были отключены от системы SWIFT, многие компании этой отрасли не могут принимать платежи за доставленные или находящиеся в пути заказы, в том числе за товары стоимостью до €300 за единицу, отметил Ринальди.

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Ввиду вышеизложенного и больших сумм, которые должны быть возмещены европейским компаниям, создаст ли Совет систему для обеспечения фактического выполнения этих контрактов? — спросил депутат.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Еврокомиссия пока не прокомментировала запрос. Для информации, в Восточном комитете немецкой экономики подсчитали, что в марте немецкий экспорт в Россию рухнул на 57% (что в денежном эквиваленте превышает миллиард евро) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Хотя ещё в феврале снижение было лишь на 3,4%.


Санкции, введённые международным сообществом против России в финансовом секторе, и запреты на экспорт, введённые для многих товарных групп, а также перебои в цепочках поставок дали немедленный эффект. <...> Многим компаниям ЕС в настоящее время приходится мириться со спадом заказов и неплатежами клиентов и быстро искать альтернативные рынки, — отметил председатель комитета Оливер Хермес.

По его словам, эта тенденция продолжит усиливаться в ближайшие месяцы.

От SWIFT по состоянию на начало мая отключены семь российских банков: ВТБ, «Россия», «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, ВЭБ.РФ. В шестом пакете санкций еврочиновники обсуждаютотключение ещё трёх банков — «Cбера», Московского кредитного и Россельхозбанка.

Как же российскому импортёру перестроить расчёты с европейским поставщиком и выполнить обязательства по контракту, если его банк подпал под санкции и его отключили от SWIFT? Не возить же наличные в чемодане.

Отключение от SWIFT российских банков означает, что они лишаются канала передачи платёжных инструкций в европейский ностро-банк. Ностро-банк, конечно, может предложить российскому банку взаимодействовать по интернет-банку (банк-клиент. — NEWS.ru). Все европейские банки обладают онлайн банкинг-каналами для своих юридических и физических лиц. Аналогичный, немного модифицированный канал они могли бы предложить и российским банкам. Однако комплаенс-службы европейских банков считают, что отключение от SWIFT — это чёрная метка и с таким банком работать нельзя. Поэтому единственное, что можно порекомендовать импортёрам, — переходить в другие российские банки, у которых ещё остались прямые корреспондентские отношения с Европой и они продолжают использовать SWIFT, а таких уже мало, — прокомментировала NEWS.ru на условиях анонимности зампредправления банка, попавшего под санкции.

По её словам, возможно, российские банки будут работать через посредничество банков в других неевропейских странах, с кем у них установлен банк-клиент, а последние будут по SWIFT отправлять платёжные инструкции. То есть платёжная цепочка будет удлиняться. За импорт можно и в юанях (CNY) заплатить. Тоже абсолютно легитимный вариант. Ещё вариант: импортёры будут создавать свои компании в других странах и уже оттуда оплачивать импорт в Россию, добавила она.

Необходимо исходить из того, что европейские банки в первую очередь готовы принимать средства и/или исполнять поручения по трансграничным переводам исключительно по системе SWIFT, т. к. во многих банках внутренние процессы, включая комплаенс-проверки, автоматизированы именно под SWIFT. Если банк отключён от SWIFT, то первое и наиболее эффективное решение — перевести расчёты в другой российский банк, наименее подверженный потенциальному отключению от этой межбанковской системы, соглашается с одним из предложенных вариантов решения вице-президент Росбанка Александр Рахманин.

Фото: Shutterstock/FOTODOM

По его словам, опционально можно рассмотреть варианты, при которых отключённый от SWIFT банк готов использовать альтернативные каналы передачи финансовых сообщений. Но такая опция является рабочей при наличии этого альтернативного канала и готовности европейского банка взаимодействовать с российским банком при помощи этого канала с учётом ограничений, связанных с санкциями.

Исходя из прецедентов, после анонса решения об отключении банку даётся условный grace period для завершения расчётов, которые уже находятся в обработке у SWIFT. При гипотетическом сценарии отключения всей банковской системы России от SWIFT у нас имеются альтернативные каналы связи (СПФС, прямые каналы связи с определёнными банками и прочее), но возможность их использования будет зависеть от готовности самих иностранных банков подключиться и/или работать по альтернативным каналам, — прокомментировал NEWS.ru Александр Рахманин.

Росбанк подключён к SWIFT и исполняет все трансграничные платежи в формате business as usual (без ограничений) с использованием SWIFT, добавил Рахманин.

Антонио Мария Ринальди не ответил на допвопросы NEWS.ru, почему он лоббирует интересы именно fashion-индустрии, хотя потери из-за антироссийских санкций несут и компании других отраслей промышленности Европы, которые экспортируют продукцию в Россию; какой размер потерь fashion-компаний, а также имеет ли он сам какое-то отношение к торговой марке Marina Rinaldi. Эта женщина была бабушкой итальянского модельера Акилле Марамотти, одного из основателей торгового дома Max Mara, из которого и «выросла» Marina Rinaldi.