Несмотря на готовящееся снижение акцизов на топливо, оптовые и розничные цены на бензин в РФ продолжают расти рекордными темпами. Нежелание российских нефтяных компаний продавать свою продукцию на внутреннем рынке заставляет владельцев автозаправок почти ежедневно поднимать ценники, а регуляторов — принимать меры к эгоистичным поставщикам.
Между тем опережающими темпами растут цены на бензоколонках столичного региона. Так, по данным Московской топливной ассоциации, за прошедшую неделю средняя стоимость бензина на московских АЗС подскочила почти на 1 рубль — до 42,2 рубля за литр АИ-92 и до 45,5 рубля за литр АИ-95. По России рост цен составил 70–80 копеек — до 40,8 и 43,6 рубля за литр соответственно.
Удорожание топлива в рознице является логичным результатом продолжающегося повышения оптовых цен. Так, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже за неделю рост цен составил более 3% — до 55,95 тыс. рублей за тонну АИ-92 и до 56,7 тыс. за тонну АИ-95. Это новые исторические максимумы, а с февраля рост оптовых цен составил уже около 15 тыс. рублей за тонну.
В свою очередь рост оптовых цен обусловлен дефицитом топлива на рынке, который образовался из-за сильного роста мировых цен на нефть. Стоимость барреля в период с февраля по май выросла почти на 30% и достигала на пике $80. В этих условиях резко повысилась рентабельность экспортных поставок нефтепродуктов, что заставило крупнейших производителей до допустимого минимума снизить долю топлива, поставляемого на внутренний рынок.
Такая ситуация всерьёз затронула интересы независимых торговцев нефтепродуктами, которые ещё в апреле направили в правительство письмо с жалобами на неконтролируемый рост цен на бензин и дизельное топливо на оптовом рынке. Реагируя на это, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила увеличить для компаний-производителей минимальный норматив продаж бензина через биржу: с 10% до 15% от объёма производства.
Также независимые трейдеры попросили премьер-министра Дмитрия Медведева снизить акцизы на топливо для стабилизации цен на внутреннем рынке. По информации курирующего ТЭК вице-премьера Дмитрия Козака, акцизы на бензин и дизельное топливо будут снижены с 1 июля на 3 тыс. рублей за литр бензина и на 2 тыс. рублей за литр дизельного топлива.
В настоящее время цена поставки бензина на экспорт всё ещё превышает цену внутреннего рынка примерно на 4 тыс. рублей за тонну. Некоторую надежду владельцам независимых АЗС даёт снижение цен на нефть — с $80 до $75 за баррель, которое произошло после заявлений России и Саудовской Аравии о возможности увеличения добычи. Если мировые цены чёрного золота и дальше будут снижаться, разница между внешними и внутренними ценами на нефтепродукты (экспортный нетбэк) будет понемногу сокращаться, что наряду с планируемым снижением акцизов должно стабилизировать оптовые и розничные цены на топливо, считают аналитики.
Предстоящим снижением акцизов, естественно, крайне недоволен Минфин РФ. Ранее первый вице-премьер Антон Силуанов оценил выпадающие доходы бюджета от данной меры в 140 млрд рублей. В свою очередь директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов заявил, что при текущем соотношении курса рубля и мировых цен на нефть сокращение акцизов не приведёт к снижению цен на топливо, а сможет лишь остановить рост.
Аналогичного мнения придерживается и бывший глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов, который считает, что в условиях ослабления рубля и высоких ставок по кредитам снижение акцизов лишь позволит остановить рост цен на топливо, но никак их не снизить.
ФАС предупреждает
Тем временем зашевелилась, наконец, антимонопольная служба, которая ранее уже заявляла, что в сложившейся на рынке ситуации виновны производители, выставляющие на бирже недостаточные объёмы на продажу. Теперь ФАС обнародовала предупреждение, где говорится, что именно сокращение объёмов продаж нефтепродуктов крупнейшими компаниями могло привести к росту цен на бензин марок АИ-92, АИ-95 и дизтопливо.
По данным ведомства, в период с 9 января по 23 мая биржевой индекс цен на бензин вырос на 33%, а на дизельное топливо — на 23%. Следствием этого стал рост розничных цен на бензин на 3,5% и на дизельное топливо на 4,1%.
«Одной из причин резкого роста цен на автомобильные бензины и дизельное топливо является снижение нефтяными компаниями объемов реализации на внутренний рынок моторного топлива, в том числе на организованных (биржевых) торгах», — отмечается в информации ФАС.
Кроме того, по ряду договоров, заключённых на биржевых торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке топлива конечным потребителям.
Антимонопольная служба потребовала прекращения действий или бездействия, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, призвав компании «обеспечить производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний рынок». Также предписывается увеличить производство нефтепродуктов и снизить долю их экспорта.
Вообще, сомнительно, что лидеры нефтяной отрасли прислушаются к рекомендациям ФАС. Для крупных нефтяных компаний в нынешних условиях невыгодно инвестировать в нефтепереработку: проще продать на мировом рынке сверхдорогую нефть.
«Досадно, что ведомства, которые должны анализировать риски и предотвращать негативные ситуации на топливном рынке, оказались не в состоянии своевременно предпринять необходимые меры. Что касается снижения акцизов, то эта мера, судя по всему, временная и вводится до конца 2018 года, что потребует поиска системного решения во втором полугодии. Снижение акцизов на дизтопливо и автобензин на 2 тыс. и 3 тыс. рублей соответственно в лучшем случае лишь замедлит рост цен на заправках. Поэтому должны быть применены дополнительные меры для насыщения товаром внутреннего рынка и стабилизации цен. Их список невелик. Во-первых, в теории возможно введение заградительных экспортных пошлин, как было сделано в 2011 году. Однако с учётом того, что президент России Владимир Путин недавно заявил о стратегической цели отказаться от экспортных пошлин и завершить налоговый манёвр, эту меру не стоит рассматривать всерьёз. Во-вторых, ФАС России в сложившейся ситуации может быстрее повысить нормативы продаж бензина и дизтоплива на бирже до 15% и 7,5% соответственно. Однако важно понимать, что новые нормативы не приведут к существенному росту предложения товара: в совокупности нефтяные компании уже несколько лет продают не менее 15% производимого автобензина. Как видно из практики, присутствие на рынке таких объёмов не мешает ценам обновлять исторические максимумы», — отмечают эксперты независимого агентства «Аналитика товарных рынков».
Ждать снижения акцизов нужно как минимум пять недель, и, если повезёт, ещё пару месяцев придётся подождать увеличения нормативов продаж нефтепродуктов на бирже. Развитие событий во многом напоминает 2011 год: тогда высокий экспортный паритет и замороженные внутренние цены стали одной из основных причин бензинового кризиса. Удастся ли топливному рынку в 2018 году не наступить на те же грабли, покажут ближайшие недели.