01 сентября 2017 в 15:46

Американская бочка с двойным дном

Стратегический нефтяной резерв США стал не только подушкой безопасности для страны, но и инструментом давления на мировой рынок

Фото: themanufacturer.com

Министерство энергетики США «распечатало» американский стратегический нефтяной резерв из-за урагана «Харви». По сообщению агентства Рейтер, нефть в объёме 1 млн баррелей предназначена для нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Phillips 66 в городе Лейк-Чарльз в штате Луизиана.

По данным Рейтер, такое решение принято в связи с повышением цен на бензин, вызванным остановкой десяти НПЗ совокупной мощностью 3 млн баррелей в день на побережье Мексиканского залива.

Стратегический нефтяной резерв является для американцев палочкой-выручалочкой при чрезвычайных ситуациях, вызванных в основном природными катаклизмами. Последний раз нефть из этого запасника изымалась, причём в таком же объёме — 1 млн баррелей, в 2012 году в связи с ураганом «Исаак». Но больше всего пришлось прибегнуть к особому резерву в 2005 году из-за урагана «Катрина». Тогда Минэнерго США дало команду не только выделить нефтеперерабатывающим компаниям во временное пользование 9,8 млн баррелей нефти, но и ещё продать 11 млн баррелей.

Впрочем, стратегический нефтяной резерв, появившийся в США в 1975 году, создавался не в связи с природными катаклизмами, а в качестве подушки безопасности в ответ на введённое против Вашингтона нефтяное эмбарго со стороны арабских государств.

Углеводородное сырьё хранится в четырёх подземных соляных куполах природного происхождения, расположенных вдоль побережья Мексиканского залива в штатах Техас и Луизиана. На сегодняшний день объём стратегических запасов нефти США составляет 679 млн баррелей, что хватит на 149 дней бесперебойной работы экономики и обеспечения жизнедеятельности страны. В 2009 году резерв достиг рекордного уровня — 727 млн баррелей. В 2005 году в США высказывались предложения нарастить резерв до 1 млрд баррелей. Но идея не получила поддержки, поскольку хранение нефтяных запасов обходится недёшево — 2 доллара в год за тонну. То есть сейчас ежегодно тратится на это более 200 млн долларов.

Американский нефтяной запас стратегического назначения является не только энергетической подушкой безопасности для внутреннего пользования, но и инструментом давления на мировой нефтяной рынок. Поэтому любые планы властей США, связанные с продажей нефти из этих запасников, страны — члены ОПЕК и независимые нефтепроизводители всегда встречают с опаской — любой неосторожный шаг такого рода способен подорвать стабильность рынка.

Так было, например, в 2016 году, когда Барак Обама своим указом дал зелёный свет на продажу из резерва 190 млн баррелей до 2025 года. Но куда большую тревогу вызвал объявленный Дональдом Трампом в мае этого года план продажи половины всего стратегического резерва в течение десяти лет. За счёт этого предполагается выручить 16,6 млрд долларов. По мнению экспертов, при нынешних низких ценах на нефть и неблагоприятных прогнозах на перспективу это может привести к ещё большему ценовому падению.

США не одиноки в обладании нефтяными запасами особого назначения. По оценкам JPMorgan Chase & Co, второе место в мире по стратегическим запасам углеводородного сырья занимает Китай — около 400 млн баррелей. За ним следует Япония — около 324 млн баррелей. Далее идёт Южная Корея — 146 млн баррелей. Пятое место занимает Испания — 120 млн баррелей.

У России отсутствует стратегический нефтяной резерв, хотя идея его создания обсуждалась довольно продолжительное время. В 2002 году тогдашний министр энергетики Игорь Юсуфов заявил о создании в России в течение двух-трёх лет национального нефтяного резерва в объёме 15 млн тонн во время посещения в городе Фрипорт в Техасе одного из хранилищ стратегического запаса нефти США. Тогда же был проведён организованный Минэнерго конкурс на подготовку предложений по созданию такого резерва, который выиграл Институт энергетики и финансов. Через несколько лет к обсуждению этой идеи опять вернулись, причём активным её сторонником был Игорь Сечин, занимавший тогда пост вице-премьера по ТЭКу.

Однако все эти планы остались на бумаге. Главным препятствием, как это бывает почти всегда, оказались деньги, точнее — их дефицит. По предварительным подсчётам, создание инфраструктуры для хранения одной тонны нефти обошлось бы в 15 долларов, что выливалось в солидную сумму — 225 млн долларов. К этой цифре прибавлялись расходы на хранение — как минимум 30 млн долларов в год. В итоге актуальность идеи сошла на нет, и похоже, останется таковой надолго.

Вячеслав Ширяев
В. Ширяев