В истории с рухнувшей на днях Urban Group выявился очередной скандальный факт. На достройку всех объектов компании, которая числилась среди крупнейших застройщиков Подмосковья, понадобится около 70,9 млрд рублей.

Распродав почти две трети квартир, девелопер построил лишь треть от запланированного. Таким образом, 14 тысяч человек, заключивших договоры долевого участия, рискуют остаться и без жилья, и без денег, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник в федеральном правительстве. Разгребать оставленные компанией колоссальные бесхозные завалы придётся государству. Между тем до конца 2018 года на завершение жилых объектов Urban Group будет выделено лишь 6 млрд. рублей, эту сумму паритетно предоставят бюджеты РФ и Подмосковья.

Себестоимость строительства завышалась

Официально крах Urban Group начался с отзыва аккредитации Сбербанка по ипотечным программам для её покупателей. 9 июля Арбитражный суд Московской области признал банкротами все пять её дочерних структур, осуществлявших строительство шести жилых комплексов. Как показал предварительный аудит, с 2011 года по I квартал 2018-го Urban Group произвела расчёты на общую сумму почти 483 млрд рублей, из них 23% (112 млрд) аудиторы отнесли к выплатам контрагентов с высокими рисками. Компания завышала себестоимость строительных работ, что считается классической схемой вывода средств. По данным проверяющих органов, в 2017 году Urban Group перевела своему владельцу Александру Долгину 152 млн. рублей по договору поручительства, еще 39 млн. зачислены на счёт его супруги Натальи Долгиной для разработки дизайна продаж.

Подорвать финансовое положение девелопера могли, прежде всего, самые амбициозные его проекты. К таким эксперты относят «Лайково», в Одинцовском районе, в 12 км от МКАД. Этот жилой комплекс из 62 домов высотой от 4 до 12 этажей рассчитан на 30 тысяч жителей. Средняя стартовая цена продажи квадратного метра в размере 92 тысяч рублей была неприемлема для этой локации, а общий объём строительства в 850 тысяч квадратных метров жилья избыточен, убеждена председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. По её мнению, в финансовую модель следовало закладывать стоимость квадратного метра не более 70-80 тысяч рублей.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Однако Urban Group допустила серьёзный просчёт в ценообразовании. Темпы продаж снизились, компания стала демпинговать, чтобы поддержать денежный поток, и загнала саму себя в тупик.

Проблемы и просчёты

Но дело не только в падении спроса на жильё и демпинге. В последние несколько лет проблемы Urban Group росли как снежный ком по очень многим причинам: из-за конфликта владельца с менеджментом, неэффективных расходов, неэффективной планировки, целенаправленного дезинформирования дольщиков и общественности в целом, непредсказуемых проволочек с документами, «стихийного» порядка сдачи домов.

Сотрудники компании жаловались на длительные задержки бонусной части зарплаты, неуважительное отношение к ним руководства, антисанитарные условия бытовых вагончиков на стройплощадках. Покупателей квартир, в свою очередь, возмущало то, что вместо качественных стройматериалов использовались дешёвые заменители, а обещанная поначалу инфраструктура по факту отсутствовала. Одновременно Urban Group лихорадочно собирала деньги с будущих клиентов, развешивая по Подмосковью рекламные щиты с информацией о фантастических скидках на квартиры.

В итоге грандиозный проект, задуманный более десяти лет назад металлургом Александром Долгиным, с треском лопнул. Компания первой в Подмосковье предлагала покупателям жильё по западному образцу: по-настоящему красивые дома с авторской, нестандартной архитектурой, с благоустроенными дворами. Однако за привлекательными фасадами таились ловушки для покупателей, порой смертельные. Так, в декабре 2016 года в комплексе «Ивакино-Покровское» произошла трагедия: семья отравилась угарным газом. К ЧП привела то ли халатность, то ли стремление сэкономить: застройщик установил в домах газовые котлы открытого типа, забирающие воздух из комнаты, тогда как проект предусматривал аппараты закрытого типа. Другой пример: ЖК «Новосходненский», близ Химок, пришлось укреплять, чтобы предотвратить сползание зданий в реку.