«Турецкий поток» больно ударит по транзиту газа через Украину. После запуска в 2019 году второй нитки трубопровода объём голубого топлива, перекачиваемого по её территории в Европу, сократится на 12−13 млрд куб. м в год. Об этом в интервью 24 каналу заявил глава Совета по вопросам газовой промышленности и рынка природного газа Леонид Униговский.

По его мнению, Киев должен задействовать все возможные рычаги, чтобы вторая нитка «Турецкого потока» (а речь теперь идёт только о её сухопутной части) не была достроена. Униговский также считает, что Украине необходимо привлечь зарубежных партнёров для участия в управлении своей газотранспортной системой (ГТС). В приоритете — операторы из Италии, которая получает через Украину 23 млрд куб. м газа ежегодно.

Рычагов влияния нет

«Но шансов сохранить прокачку нашей ГТС 70−90 миллиардов кубометров мало. Реально 40−60 миллиардов. Если мы решим сейчас вопрос об иностранных партнёрах», — заметил Униговский.

Между тем, по оценкам экспертов, сейчас Киев не располагает рычагами влияния на «Турецкий поток». Уже хотя бы потому, что обе ветки проходят по Чёрному морю, не захватывая Крым, и проект реализуется в рамках двусторонних соглашений Москвы и Анкары. В то же время, отмечает партнёр консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, никто пока — ни даже в «Газпроме» и российском руководстве — не знает, в каком направлении пойдёт вторая нитка «Турецкого потока»: хотя труба достигла берега Турции, отсюда в Европу — либо в Грецию, либо в Болгарию — для неё пути пока закрыты.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«В этой ситуации Киев может начать какую-нибудь пропагандистскую кампанию в Еврокомиссии, от решения которой очень сильно всё будет зависеть», — пояснил Крутихин News.ru.

Европа не торопится с инвестициями

Комментируя заявление Униговского о необходимости привлечения иностранных партнёров для участия в управлении украинской ГТС, эксперт напомнил, что Киев с этой целью ведёт переговоры не только с Италией, но и со Словакией. Однако поскольку кое-какие оргвопросы с украинской стороны ещё не решены, дело затягивается.

«Уже составлен план, предусматривающий выделение отдельного независимого оператора ГТС. И даже компания уже сформирована. Но официальной передачи операторских полномочий от „Нафтогаза Украины“ пока не произошло. Когда этот оператор появится, он, во-первых, сможет привлечь партнёров за границей, во-вторых — провести переговоры с „Газпромом“ о новых условиях транзитного соглашения», — рассказывает Крутихин.

Европейские компании пока не торопятся инвестировать в ГТС республики, оцениваемую в $14 млрд, констатировал 19 ноября глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Компания, по его словам, предлагает для совместного управления потенциальным партнёрам выкупить 49-процентную долю ГТС за $7 млрд. Коболев напомнил, что основная цель всех этих усилий — «сохранение транзита российского газа и доходов украинского государства от такого транзита». В соответствии с принятым в 2014 году Верховной радой законом, допускается привлечение иностранного партнёра в капитал системного оператора ГТС на условиях приобретения доли до 49%. Однако от участия в покупке уже отказались энергетические компании Германии и Франции.

Фото: Str/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Свойства и ресурсы украинской ГТС

Между тем до конца 2019 года, помимо «Турецкого потока», планируется запустить и другой газпромовский проект — «Северный поток — 2» на Балтийском море. Именно к этому времени заканчивается действующий контракт на транзитную перекачку газа между российской и украинской сторонами. По словам Михаила Крутихина, «Газпром» крайне заинтересован в сохранении украинского транзита, поскольку все его гигантские газопроводы, включая также «Голубой поток», неспособны оперативно реагировать на скачки и провалы в потреблении топлива, которые могут длиться в течение суток, недели, месяца или даже сезона.

«С этим в состоянии справиться только ГТС Украины, располагающая большими запасами газа в подземных хранилищах. Она может гибко реагировать на любые изменения, а без этой гибкости „Газпром“ не сможет выполнять свои обязательства перед европейскими потребителями», — считает собеседник News.ru.

Неизбежная реальность

По словам директора аналитического департамента «Альпари» Александра Разуваева, и «Турецкий поток», и «Северный поток — 2» постепенно становятся неизбежной реальностью для Украины. Теоретически газовый транзит через страну может составить около 100 млрд куб. м, однако в жизни такой объём маловероятен, поскольку износ украинской ГТС слишком высок, а риски техногенных катастроф велики. А ведь у Украины, пояснил Разуваев News.ru, было три возможности, чтобы сохранить транзит и получить инвестиции в свою газотранспортную систему.

От первой идеи отказался президент Виктор Ющенко. Она состояла в том, чтобы в равных долях доверить управление национальной ГТС Киеву, Евросоюзу и «Газпрому». Два других варианта предлагали немецкие инвестиционные банкиры, которые в начале нулевых были финансовыми консультантами «Газпрома».

«Один вариант предусматривал обмен украинской ГТС на добычу в самой РФ. Тогда бы Украина получала российский газ по внутренним российским ценам. Правда, встал бы вопрос экспортной пошлины. Немцы предлагали также обменять ГТС на долю в акционерном капитале самого „Газпрома“, правда, в этом случае российское правительство теряло бы контроль», — напоминает Разуваев.

Аналитик не исключает, что вопрос мог бы быть решён через схему объединения «Газпрома» с «Роснефтью». Об этом было официально объявлено в 2004 году. И лишь продажа «Роснефти» главной добывающей «дочки» ЮКОСа — «Юганскнефтегаза» — в декабре 2004-го изменила расклад сил.