В России утверждена «дорожная карта» по развитию алюминиевой промышленности до 2023 года. Таким образом правительство решило поддержать РУСАЛ Олега Дерипаски, попавший под санкции.
Соответствующая тема обсуждалась на правительственном заседании, которое провёл вице-премьер Дмитрий Козак, сообщает «Коммерсант».
Планируется, что для поддержки компании миллиардера государством будет стимулироваться внутренний спрос на алюминий, который, по замыслу, увеличится в 2,5 раза. Благодаря мерам кабинета министров промышленность получит необходимые субсидии при использовании алюминия, увеличатся сферы его применения. Также под жёсткие ограничения попадёт импорт металла.
Примечательно, что в качестве мер поддержки также значится возможность сокращения доли на рынке пластиковой упаковки. Не исключено, что одноразовая посуда в магазинах будет заменена на аналогичную из прессованной фольги, а выпуск напитков также частично переведут на жестянку.
В частности, «дорожная карта» предполагает 22 мероприятия в области госзакупок, таможенных ограничений и расширения сфер применения алюминия. Ожидается, что будут созданы новые производства.
Ранее Дерипаска заявлял, что до 2024 года необходимо увеличить рост потребления алюминия до 2,5 млн тонн. На это потребуется около 140 млрд рублей, которые, как ожидается, предоставит правительство. О схожих ориентирах говорил и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Российский металлургический гигант в настоящее время экспортирует порядка 80% алюминия, а 20% идёт на внутренний рынок.
Как пояснили в РУСАЛе «Коммерсанту», для алюминиевой отрасли поддержка производителей высокотехнологичной продукции из алюминия сейчас особо актуальна.

Между тем в группе «ГАЗ», подконтрольной Дерипаске и также попавшей под санкции, заявили, что покупают исключительно российский алюминий. В ней на ура восприняли новости о нововведениях в алюминиевой отрасли.
Не всё так просто
Но эксперты ставят под сомнение, что остальные предприятия смогут быстро найти общий язык с РУСАЛом. Есть уже достигнутые договорённости по поставкам, да и цены, которые установит российский гигант, нельзя будет фактически перебить другими предложениями. Не исключено, что из-за ограничения импорта российские заводы не будут толком иметь иной возможности купить алюминий, кроме как у РУСАЛа.
Предприятия сами пока не горят особым желанием увеличивать свои заказы на алюминиевую продукцию. Им вполне хватает тех объёмов, что есть сейчас, а увеличивать закупки, значит, наращивать собственное производство. Может, нарушить устоявшуюся цепочку поставок со своей логистикой и будет легко, а вот создать новую — обернётся головной болью.
Кроме того, алюминий может попасть и в массовый сегмент, а вот в нём как раз требования к качеству совсем иные, они намного мягче. Также существует вероятность, что алюминий будет покупаться про запас и лежать на складах, ожидая лучших времён для продажи. Но вечно такая схема действовать, естественно не сможет. В конечном итоге резервные покупки придётся прекратить или же остановить часть выпуска алюминия.
Не известно пока, как будет вести себя государственный закупочный ресурс. Если сделать ставку именно на него, то государственную продукцию всё равно надо будет реализовывать, а это значит, что правительству предстоит найти и новые рынки сбыта. Да и продукция эта должна быть не только конкурентоспособной, но и интересной, о чём пока говорить явно рано.
Алюминий — это монополизированный рынок, и любые встряски могут привести к очередным рискам. Например, росту цены, от чего в итоге страдает производитель конечного продукта.
Однако, стоит отметить, что пока что алюминиевый рынок отделался лёгким испугом. Например, в «дорожную карту» не попали более жёсткие меры, касающиеся авиапрома. Речь идёт лишь об ограничении поставок в страну авиатехники. Таким образом, государство будет стимулировать закупки российского производства.
Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари»:
РУСАЛ — один из крупнейших работодателей в России, поэтому правительство, безусловно, будет ему помогать. У российской промышленности нет необходимости в таком количестве алюминия. Наиболее вероятно, что алюминий будет покупаться в резервы. Этот металл достаточно хорошо хранится, поэтому такая возможность существует, а через несколько лет, когда ситуация стабилизируется, эти резервы могут быть проданы на внешних рынках. Если правительство пойдёт на этот шаг, для РУСАЛа это заместит выпадающие объёмы на внешних рынках. Закупки в резервы могут продолжаться несколько месяцев, пока РУСАЛ не перестроит сбытовые цепочки и перезагрузит взаимодействия с трейдерами. Безусловно, правительство не может до бесконечности покупать алюминий, поэтому если через полгода положение вещей не изменится, РУСАЛу всё же придётся останавливать часть заводов.
Мария Сальникова, ведущий аналитик «Эксперт плюс»:
Решение по поддержке РУСАЛа принято исходя из соображений, что расширят сферы применения алюминия, ограничат импорт алюминиевой продукции, введут новые требования по локализации для машиностроителей и сократят долю пластиковой упаковки в пользу алюминиевой. То есть введение новых правил будет стимулировать внутренний спрос на продукцию компании, а значит, частично решит проблемы из-за санкционного давления. Кроме того, стоит учитывать, что основной мерой поддержки РУСАЛа является создание госфонда алюминия, т.е. наращивание закупок алюминия в Росрезерв. Хотя, ещё 11 апреля официальные лица выступали с заявлениями (в частности, министр финансов Антон Силуанов давал комментарии), что государство окажет поддержку предприятию в виде краткосрочной ликвидности, но только не через покупку в госрезерв.
Владимир Рожанковский, эксперт «Международного финансового центра»:
Наиболее ресурсоёмкие отрасли для использования алюминия — это ВПК, авиастроение, станкостроение и автомобилестроение. По факту российского станкостроения после экономических реформ 90-х практически не осталось, увы. Из остающихся трёх наиболее маловероятно увеличение спроса со стороны автомобилестроения. ВАЗ и так испытывает трудности с реализацией своей продукции после июньского повышения цен. Располагаемые доходы россиян, согласно последним данным Росстата и исследованиям ВШЭ, продолжают снижаться, так что в ближайшей перспективе эта ситуация не улучшится. Авиастроение — опять же — наталкивается на лимиты парков воздушных судов российских авиакомпаний. Конечно, переоборудование воздушного флота российскими судами в ближайшие годы продолжится, однако вопрос этот непростой и весьма длительный. Текущий авиапарк полон самолётов европейского и американского производства, не выработавший свой ресурс. Их можно продать на вторичном рынке, но на это всё тоже потребуются долгие месяцы, так что быстро увеличить спрос для продукции РУСАЛа со стороны отечественного авиапрома тоже едва ли осуществимо. Итак, кроме отечественного ВПК РУСАЛу помощи искать больше не от кого. Насколько успешным будет такое сотрудничество — зависит от объёма иностранного спроса. Пока военная операция в Сирии продолжает работать на имидж российской военной техники. Как известно, такие страны как Турция и Индия недавно подписали мощные долгосрочные контракты на закупку в РФ тяжёлого вооружения. Однако это пока всё. Российскими рынками сбыта здесь ещё традиционно являются Южная Америка и некоторые страны Африки. Также можно ждать интереса и от Филиппин. Однако пока никаких новостей от них не приходило. Возможно, в конце концов, и они захотят обновиться за счёт российской военной продукции, то есть, стимулировать РУСАЛ здесь можно будет через стимулирование иностранных контрагентов закупать российское вооружение. Вполне осуществимый, хоть и довольно тернистый путь. Давать прогнозы в таком тонком деле как экспорт вооружения — весьма непростая задача. Если на РУСАЛ не будет наложено эмбарго (а здесь в игру вступает фактор успешности переговоров между президентами США и России в Хельсинки), то теоретически компенсировать выпадающие американские, относительно небольшие, продажи РУСАЛа за счёт увеличения продаж российской «военки» возможно. Просто РУСАЛ для этого должен сам перестроиться и понять, что отныне предприятие становится стратегически важным предприятием для РФ, а для них, как известно, рекомендована значительная госдоля в уставном капитале.
Анастасия Игнатенко, ведущий аналитик TeleTrade:
Как известно, РУСАЛ до санкций отправлял на экспорт примерно 80% своей продукции. На долю ЕС приходилось около 45%, на США, Азию и внутренний рынок приходилось по 18%. И если сейчас правительство намерено заняться развитием российской алюминиевой промышленности, то, безусловно, спрос внутри страны может вырасти до 45%. Однако всё равно ещё останется более половины алюминия, который нужно будет куда-то распределять и расходовать. Ведутся разговоры и о создании госфонда алюминия, чтобы происходило наращивание закупок алюминия в Росрезерв. Однако на сей счёт правительство пока не приняло окончательного решения. Не стоит забыть и о том, что пока одни компании терпят бедствие, другие на этом фоне выигрывают. Так например, Китаю удалось в первом полугодии увеличить экспорт алюминия до рекордного уровня 2,71 млн тонн, на 12,8% больше, чем за тот же период прошлого года. И стоит отметить, что на долю КНР сегодня приходится почти половина всего мирового объема производства и потребления алюминия. Так что отсутствие спроса на алюминий из России открывает новые возможности другим участникам этого рынка. Что же касается дальнейшей динамики цен на алюминий, то понятно, что российским властям потребуется время, чтобы перейти от задумок к воплощению. План рассчитан на пять лет. Текущая техническая картина рынка алюминия после апрельского всплеска выглядит следующим образом: котировки полностью отыграли эту эмоциональную реакцию назад, закрыв образованные разрывы, и вернулись к привычным уровням в районе $2000–2030 за тонну. Если цены не уйдут ниже уровня $1980–2000, то у них есть шанс развить восходящий импульс. В противном случае котировки могут просесть еще на $300–350, то есть потерять в весе порядка 17–18%.