Федеральная налоговая служба запросила доступ ко всем финансовым данным физических лиц вне рамок налоговых проверок, будь то такси, алименты или перевод любимой внучке. Инициатива направлена на совершенствование работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности. Предполагается, что ФНС будет загружать в свои электронные программы информацию из банков обо всех транзакциях российских граждан, выявляя тем самым неплательщиков НДФЛ.
Обмен информацией между банками и ФНС давно происходит в штатном режиме. Например, технически реализована возможность оплаты гражданами налогов через онлайн-сервисы 38 кредитных организаций, в числе которых Сбербанк, Альфа-Банк, Промсвязьбанк и прочие. С начала 2018 года россияне оплатили 8,5 млрд руб налогов и сборов, совершив более 6 млн операций через официальный сайт ФНС и сервис «Заплати налоги».
Сегодня Федеральная налоговая служба получает доступ к информации о счетах и платежах граждан лишь в рамках выездной или камеральной проверки. Камеральная проверка проводится, как правило, после подачи декларации 3-НДФЛ. Выездные ревизии в отношении рядовых граждан, то есть, не юридических лиц, проводятся крайне редко. В случае одобрения претензий ФНС на получение всей банковской информации граждан, данные о любых операциях, даже переводе алиментов, станут открытыми для финансовых инспекторов, сообщает «Коммерсантъ».
Во время недавнего выступления на парламентских слушаниях по бюджетной политике в Госдуме глава ФНС Михаил Мишустин рассказал об успехах своего ведомства. За первое полугодие 2018 года в консолидированный бюджет РФ поступило 9,8 трлн руб налогов, что на 16,5% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Федеральный бюджет пополнился на 5,5 трлн руб, что превышает показатели минувшего года на 22,2%. Изменения, принятые Госдумой в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ, положительно сказались на снижении числа фирм-однодневок. Так, с 2016 года их количество сократилось на 1,3 млн, а доля от общего числа зарегистрированных организаций снизилась с 34 до 7%.
В 2017 году ФНС проверила 20 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей и 774 физлица. В общем, судя по всему, дела у ФНС, что называется, идут отлично. Но почему же руководители налоговой службы не могут спать спокойно?
«Главный ориентир в работе ФНС России — это создание прозрачных и понятных процедур администрирования. На первом плане — проверка недобросовестных налогоплательщиков», — заверял в недавнем интервью заместитель главы ФНС Сергей Аракелов. Что изменилось? Почему в «недобросовестные налогоплательщики» записаны буквально все граждане России? Сергей Аракелов утверждает, что статья 54.1 Налогового кодекса определяет, какие именно действия налогоплательщиков являются недобросовестными. Однако законодательство, в том числе и налоговое, предполагает, что физическое лицо, налогоплательщик, сначала подаёт декларацию в ФНС (помните, заплати налоги и спи спокойно) и лишь после этого становится субъектом налогового права. Сейчас же ФНС претендует на то, чтобы владеть полной информацией о всех банковских операциях граждан, не важно, олигарх это, безработный или вовсе пенсионер.
Напомним, право запрашивать у банков информацию о счетах физлиц Федеральная налоговая служба получила ровно два года назад, в июле 2014 года. Банки тогда обязали сообщать в налоговую службу данные о счетах физических лиц, а ФНС заверяла, что перегибов не будет, а проверки будут исключительно мотивированные.
С тех пор понятие «банковская тайна» навсегда утратило свой смысл. И вот новая высота. ФНС заявляет о своём праве на получение от банков информации о счетах физических лиц вне всяких рамок. Иными словами, ваш банковский счёт становится прозрачным, и к нему в любое время дня и ночи имеют доступ финансовые клерки. Честные, нечестные, всякие. Никто ведь не может знать, чем мотивирован запрос на вашу банковскую тайну, если вас не известили о проверке официально. А вдруг финансовый инспектор поругался с кем-нибудь, допустим, в пробке, или решил отомстить неверной любовнице, или соседу по лестничной клетке, слишком громко болевшем за соперника его любимой команды.
На словах, всё это делается из благородных побуждений, для борьбы с незаконным предпринимательством, чтобы при выявлении незадекларированных доходов доначислять налоги, из которых складывается, в том числе, и пенсионная мощь государства. Но известно, какими намерениями вымощена дорога в ад. Неужели правительство решило вытрясти даже мелочь из кошельков граждан?
Вопрос ещё в том, не приведет ли нововведение к тому, что начнётся очередной отток капиталов из российских банков и из страны? Многие, уже не физические лица, а юридические, то есть, предприниматели, могут расценить это как проверку на реакцию бизнес-сообщества, за которой, очевидно, должен последовать новый этап «закручивания гаек». Решив не связываться более с «многословными» банками, они предпочтут уйти в тень, перейти на наличные расчёты; соответственно, снова вырастет число фирм-однодневок, увеличатся ставки обналичивания денег, что опять же выгодно банкам и разным финансовым авантюристам, но, отнюдь, не государству.
Еще одна проблема, как поступят с чужой банковской тайной крупные и мелкие столоначальники из ФНС. Да, они обязаны хранить тайну. Но какие тайны, если у нас не могут сохранить даже деньги? Тяжело вспомнить название хотя бы одного ведомства, свободного от коррупции. И в ФНС, безусловно, тоже не смогут справиться с утечкой информации так называемым третьим лицам. И хорошо, если эти лица окажутся просто мошенниками. А не убийцами.