«Нафтогаз» отреагировал на заявление президента РФ относительно транзита российского газа через Украину. Владимир Путин, напомним, выразил готовность сохранить транзит при условии, если будет урегулирован спор с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже. На это коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко написал в Facebook, что споры между украинской и российской компаниями уже урегулированы в суде. По словам Витренко, вся проблема лишь в том, что «Газпром» не выполняет решение арбитража — не поставляет газ на Украину по ценам, которые определил арбитраж, и не платит нам $2,6 млрд компенсации».

Спор вокруг тарифа на транзит российского газа — лишь один из многих эпизодов затянувшейся тяжбы между «Газпромом» и «Нафтогазом». В начале июля «Нафтогаз» обратился в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотреть тариф на транзит российского газа с марта 2018 года по контракту, который был подписан в январе 2009-го. Украинская сторона через суд добивается выплаты ей «Газпромом» $11,58 млрд без учёта процентов.

Москва готова продлить соглашение с Киевом

Сложный вопрос транзита был поднят на совместной пресс-конференции президентов РФ и США в Хельсинки. Владимир Путин заявил, что Россия готова продлить соответствующее соглашение с Украиной в 2019 году, когда заканчивается его срок. В феврале 2018 года Стокгольмский арбитражный суд обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» $2,6 млрд за недопоставку газа по договору о транзите. Однако в связи с существенными, по оценкам «Газпрома», процессуальными нарушениями, российская компания в конце мая обратилась в Апелляционный суд округа Свеа (Швеция) и опротестовала вердикт арбитража. Ранее, в марте глава «Газпрома» Алексей Миллер пообещал расторгнуть контракты с Украиной, в том числе на транзит газа в Европу, заметив, что их исполнение «экономически нецелесообразно и невыгодно для российской стороны».

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

«Нафтогаз» не теряет надежды взыскать с «Газпрома» $2,6 млрд. Самой громкой угрозой, прозвучавшей в этой связи в начале июля, можно считать заявление члена коллегии украинского Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Марии Яковлевой. По её словам, Киев может инициировать арест примерно 35% акций действующего газопровода «Северного потока-1» (РФ в лице «Газпрома» имеет 51%).

Трамп напомнил Германии о её обязательствах перед НАТО

Украина, кроме того, категорически против строительства в Балтийском море газовой магистрали «Северный поток-2». Экономические потери страны от запуска проекта, который свяжет российское побережье и Германию, Киев оценивает в 3% ВВП ($3 млрд). Президент Пётр Порошенко назвал «Северный поток-2» «политической взяткой за лояльность к России в том, чтобы организовать мощную экономическую и энергетическую блокаду против Украины». Канцлер Германии Ангела Меркель, в свою очередь, считает, что проект неосуществим без определения судьбы транзита российского газа через территорию Украины.

Берлин имеет полное право участвовать в проекте «Северный поток-2», заявил в интервью Fox News президент США Дональд Трамп. Но сложность в том, добавил глава Белого дома, что Германия, выплачивая России миллиарды долларов, остаётся при этом членом НАТО. США намерены конкурировать с «Северным потоком-2» с помощью поставок сжиженного газа, заметил Трамп после встречи с Владимиром Путиным в Хельсинки. Именно в ответ на это высказывание своего американского коллеги президент РФ заверил, что Москва готова сохранить транзит газа через Украину после ввода в действие «Северного потока-2», а также продлить транзитный контракт в случае урегулирования спора «Газпрома» и «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитражном суде.

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности:

Фото: RBC.RU

Украина вместо того, чтобы конструктивно вести переговоры по условиям транзита, занимается словесной эквилибристикой. «Газпром» в рамках правового поля защищает свои интересы. Процесс по оспариванию неправомерного вердикта Стокгольмского арбитража продолжается, слушания идут. Если решение не удастся оспорить, «Газпром» выполнит свои обязательства в полной мере. Спор в любом случае должен быть урегулирован. Самое главное, на чём ранее делал акцент президент России, это — условия транзита через Украину, которые должны быть экономически привлекательными и политически полностью гарантированными. Пока предложения, звучащие из Киева, данным критериям не соответствуют. Что касается шансов «Нафтогаза» на компенсацию, это будет очередное долгое разбирательство. Фундаментальных юридических оснований, чтобы требовать компенсацию, у Украины нет. Она хочет повысить ставку транзита по действующему на сегодняшний день контракту, в соответствии со своими собственными методиками. Сейчас транзитная ставка через территорию Украины — самая высокая из всех ставок, связанных с потенциальными маршрутами поставки российского газа потребителям в Европе. Это же абсурд и с юридической, и с коммерческой точки зрения. При этом в Киеве говорят, что с 2020 года на новый транзитный договор они готовы снизить ставку транзита. Выходит, сейчас они хотят получать незаконную сверхприбыль для обогащения, дополнительно к той, которую уже имеют, а потом готовы обсуждать снижение ставки, обставляя это десятком условий — трудновыполнимых или вообще невыполнимых. Абсурд втройне!

Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций:

Российская Федерация готова сохранить транзит через Украину. Вопрос в объёмах. Общая пропускаемость составляет 110 млрд км, соответственно, российская сторона готова откачивать около 60% в лучшем случае. Речь идёт о потере украинским бюджетом достаточно больших величин. Наконец, инструментов давления, кроме как досудебных, у «Нафтогаза» особо не осталось. В следующем году будет продлено соглашение о транзите, соответственно, по поставкам газа. И если не удастся договориться с «Газпромом», а я напоминаю, что в 2019 году будет завершён «Северный поток-2», то Украина может остаться с минимальным транзитом, и это будет означать для неё очень и очень сложные перспективы. Потери бюджета оцениваются приблизительно в $3,5 млрд. Это более 10% всего бюджета Украины и очень серьёзный удар по позициям «Нафтогаза». Россия не заинтересована в отказе от «Северного потока-2». Предположим, Киев даёт гарантии. Но растущий в ЕС спрос на голубое топливо невозможно удовлетворить только украинской газотранспортной системой. В Евросоюзе наблюдается падение внутренней добычи: она сокращается в Северном море, сокращается в Голландии, и повсюду будет сокращаться. Плюс ко всему, вся инфраструктура нуждается в модернизации, требуется $15 млрд как минимум. Кто будет этим заниматься, не совсем понятно.