Однако речь не идёт о пересмотре условий контракта, истекающего в 2019 году. Позиции двух госкомпаний по-прежнему непримиримы, свои аргументы они отстаивают в Стокгольмском арбитраже.
Компании согласились продолжить переговоры об условиях транспортировки газа через территорию Украины после истечения действующего контракта в 2019 году. Предполагается, что встреча представителей «Нафтогаза» и «Газпрома» может состояться на этой неделе. Ожидается, что стороны будут договариваться об условиях транспортировки газа после 2020 года. О сдвиге с мёртвой точки стало известно после телефонного разговора главы российского Минэнерго Александра Новака и вице-председателя Еврокомиссии Мароша Шефчовича 10 апреля.
«Александр Новак в очередной раз подтвердил приверженность России осуществлению бесперебойных поставок природного газа, в том числе через территорию Украины. В частности, отмечена готовность российской стороны рассмотреть возможность задействования газотранспортной системы Украины с 1 января 2020 года с учётом экономически обоснованных и конкурентных условий её использования»,— сообщили в пресс-службе министерства.
В ведомстве подтвердили, что «в контексте решений Стокгольмского арбитража глава Минэнерго России и вице-председатель Европейской комиссии договорились провести двустороннюю встречу». Впрочем, конкретную дату в министерстве называть не стали.

Таким образом, Москва и Киев согласились пойти друг другу навстречу в вопросе, который неоднократно поднимался на уровне Евросоюза, обеспокоенного возможными перебоями в снабжении российским газом. Газовый конфликт Москвы и Киева тянется с 2014 года, не раз становясь предметом разбирательства в Стокгольмском арбитраже. Суть его в недовольстве украинской стороной размером тарифа на прокачку газа, который Киев считает заниженным. Другая претензия Киева заключается в сокращении «Газпромом» транзита газа через украинскую территорию. «Газпром» не устраивают попытки «Нафтогаза» пересмотреть размер действующих тарифов на прокачку газа.
Два арбитражных дела почти четыре года рассматривались Стокгольмским судом: о долгах за газ — с июня 2014-го по декабрь 2017 года, а транзитный контракт — с октября 2014-го по февраль нынешнего года. По первому спору арбитраж вынес решение, которое Украина назвала своей безоговорочной победой. «Газпром», требовавший от «Нафтогаза» $3,4 млрд долга за поставки газа, получил право взыскать чуть более $2 млрд. Кроме того, по словам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, «в будущем Украина будет платить за российский газ по цене одного из европейских хабов».

Арбитраж освободил «Нафтогаз» от обязанности платить за российский газ, поставленный в Донецкую и Луганскую области. Более того, суд снял запрет на реэкспорт Украиной российского газа. Ещё одним болезненным для «Газпрома» решением стало десятикратное снижение объёмов газа «Газпрома», обязательных для «выборки» «Нафтогазом». В ответ российская компания пообещала обжаловать решение.
Очередной вердикт был оглашён в Стокгольме 28 февраля. Он окончательно возмутил «Газпром». Согласно решению суда, российский газовый гигант должен доплатить «Нафтогазу» порядка $4,63 млрд за недопоставку на Украину газа для транзита. Впрочем, итоговая сумма оказалась ниже — $2,56 млрд, из-за взаимозачёта встречных требований.
В результате 1 марта заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что с этого дня компания прекращает поставки газа в адрес компании «Нафтогаз».
«На сегодня не согласовано дополнительное соглашение к действующему контракту с „Нафтогазом Украины“ на поставку газа, которое необходимо для начала поставок», — прокомментировал тогда решение компании Медведев.
В подтверждение серьёзности намерений «Газпрома» Медведев сообщил, что российская компания вернула предоплату в счёт мартовских поставок, ранее полученную от украинской стороны.
Тем не менее поле для переговоров оставалось, что признавали обе стороны конфликта. Дело в том, что две нитки газопровода «Северный поток — 2» изначально планировалось пристыковать к берегам Германии в 2019 году. Часть их мощности в 55 млрд кубометров планировалось забрать именно с украинского направления. Однако, вероятнее всего, воспользоваться ими придётся не сразу, а украинская газотранспортная система останется задействованной минимум до 2020 года.
Не исключено, что в Киеве будут использовать этот козырь в планируемых на ближайшее время переговорах.