Бюджетным расходам решено добавить эффективности, сбалансированности и устойчивости: премьер Дмитрий Медведев утвердил проект соответствующей концепции, касающейся периода с 2019 по 2024 год. По оценкам опрошенных News.ru экспертов, идея сама по себе вполне здравая и оправданная, однако на пути её реализации стоят весьма серьёзные преграды.
Документ содержит 12 разделов и предусматривает, в частности, повышение качества госуслуг в социальной сфере, развитие системы госзакупок, которые планируется увязать с бюджетным планированием. Речь идёт также о приведении отчётности к международным стандартам, а конкретно — о внедрении в практику управления государственными финансами обзоров бюджетных расходов.
«Этот инструмент должен выявить места, где недостаточно эффективно используются ресурсы, чтобы их перенаправлять туда, где они могут принести бóльшую пользу, будут расходоваться более эффективно», — заметил Дмитрий Медведев.
Новый этап большого пути
Обосновывая идею, глава правительства напомнил, что реформа в этой сфере идёт уже несколько лет, что внедрено «бюджетное правило», а сама госказна всё меньше зависит от колебаний цен на сырьевых рынках.
«Мы теперь запускаем новый этап, исходя из задач, поставленных в майском указе президента», — сообщил премьер-министр.
Как поясняют эксперты, в своё время бурный рост государственных трат был вполне оправдан: требовалось компенсировать прежнее недофинансирование многих важнейших сфер. Сегодня наступил момент, когда существующие проблемы нельзя гасить лишь потоками бюджетных ассигнований, имеющими свой предел. Нужны серьёзные структурные преобразования, без которых ни одна из отраслей реальной экономики не станет по-настоящему эффективной. В данном случае речь идёт о необходимости более компетентного и результативного использования бюджетных средств.
Акценты и приоритеты
Между тем жизнь может внести свои коррективы в озвученные правительством планы. Конечно, никто не возражает против самой идеи, отмечает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, следить за процессом реализации Концепции будет Счётная палата, которая сейчас, «надо отдать должное Кудрину», сосредоточена на аудите бюджетных расходов и какие-то меры принимает.
«Проблема в другом. Мы можем сколько угодно заниматься эффективностью, что-то там улучшать, но у нас изначально неверно расставлены акценты и определены приоритеты. Сегодня Россия втягивается в гонку вооружений, отмашка уже дана. Соответственно, деньги будут тратиться, в первую очередь, на эти цели. С макроэкономической точки зрения это не просто неэффективно, но пагубно и смертельно опасно для отечественной экономики», — говорит Николаев в комментарии для News.ru.
По мнению аналитика, правительство будет пытаться реализовать Концепцию на «чисто техническом уровне», но этого недостаточно. В условиях тех санкционных ограничений, в которых уже несколько лет находится страна, и к которым сегодня добавляется необходимость вкладываться в ВПК по максимуму, российская экономика может не выдержать. Как это в своё время случилось с мощной, но отягощённой гонкой вооружений, низкими ценами на нефть и системными изъянами советской экономикой. Причём тогда не было столь серьёзных санкций со стороны Запада, как сейчас, отмечает Игорь Николаев.
«В нашей стране можно принимать любую стратегию любого контроля над чем угодно. Хоть за бюджетом, хоть за рыночной экономикой — толку будет немного. Изобретают что-то похожее на деятельность», — говорит руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов.
Почему не раньше
Правительственную концепцию он считает в целом здравой, но задаётся вопросом: что мешало этим заниматься, например, с 2002 года, или с 2008-го по сегодняшний день? Скорее всего, предполагает Блинов, виноваты американские «империалистические хищники», стремящиеся поработить нашу страну через институты демократии и рыночной экономики.
«В России, да ещё с учётом абсолютно циничных высказываний в адрес населения от представителей исполнительной власти местного разлива, я имею в виду областных мелких чиновников и даже ряд губернаторов, трудно ждать исполнения „майских указов“ и других инициатив, направленных на улучшение многих аспектов нашей непростой жизни. Да и сами члены правительства уже не вызывают „щенячьего восторга“», — рассуждает эксперт в комментарии для News.ru.
По его словам, пока рано говорить, возможно ли реализовать заложенные в новую стратегию идеи. Для этого нужны конкретные действия, а пока всё только на словах. Впрочем, продолжает Блинов, курс рубля могут поднять до уровня февраля прошлого года, например. То есть до отметки в 56 рублей за один доллар США.
За бюджетную дисциплину и расходы в стране отвечает Счётная палата, напоминает аналитик. Ему кажется странным, что в правительство сначала возвращают Алексея Кудрина в качестве главы этого ведомства, а потом придумывают новые инициативы в области бюджетного контроля.
«Государство поставило перед собой амбициозную цель — войти в топ-5 экономик мира в течение пяти лет. Чтобы её достичь, нужны новые жёсткие ограничения на бюджетные расходы. Нам не обойтись без эффективных методов планирования и современных технологий исполнения бюджета», — говорит аналитик «Эксперт плюс» Виктор Лукиных.
Соответственно, продолжает собеседник News.ru, нам предстоит отказаться от старой практики ведения баз данных и, в целом, привычного, устоявшегося режима организации труда. В ближайшие шесть лет Россию ждёт перераспределение потоков из бюджета в соответствии с рядом факторов — это уже назначенная программа социальных реформ, рост инвестиций, увеличение производительности труда, реформирование государственного управления и сокращение роли государства в экономике.
Напомним, общий объём доходов федерального бюджета по итогам 2018 года составил почти 18,95 трлн, а объём расходов — более 16,8 трлн рублей. Бюджет-2019 утверждён с профицитом 1,932 трлн рублей, или 1,8% ВВП. Доходы определены в размере 19,969 трлн, расходы — 18,037 трлн рублей.