«Кирилл Серебренников разработал план для хищения средств, выделенных на проект «Платформа». Серебренников и Малобродский обналичивали средства с моей помощью...»
Это показания бывшего главного бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой, которые на днях зачитали в Мосгорсуде. Нина Масляева сообщила, что она вносила «ложные данные» в документы финансовой отчетности, что «Седьмая студия» занималась отмыванием денег и там была «чёрная касса» для нелегальных операций. Следствие взяло реванш. Стыдная история с существующим, номинировавшимся на «Золотую маску», показанным за рубежом спектаклем «Сон в летнюю ночь», выпущенным в 2012 году и идущим до сих пор, которого, по мнению Следственного комитета и прокуратуры, нет, и выделенные на него деньги украдены, перекрыта этой новостью. Это было ожидаемо — Масляева человек тяжело больной, нервный, на ее попечении отец-инвалид. Сломать ее было легко, чего на самом деле стоят ее слова, мы увидим позднее. Попробуем разобраться в том, кто может быть заинтересован в арестах, признаниях, громком медийном скандале и возможных посадках.
«Платформа», разумеется, состоялась. Похитить 200 из выделенных на нее 216 миллионов рублей никто не мог хотя бы потому, что мероприятий на «Платформе» было много и все они стоили денег. Поставили и «Сон в летнюю ночь» — а как именно расходовались средства, выделенные на проект и спектакль, должно разбираться следствие.
Мог ли Кирилл Серебренников что-нибудь украсть? Человек слаб, но примеров того, чтобы режиссер «разрабатывал план хищения средств», выделенных на его проект, отечественная история, кажется, не знает. Станиславский организовал МХТ, чтобы похитить деньги пайщиков, Мейерхольд разворовал деньги, выделенные на ГОСТИМ — звучит по-идиотски, представить это невозможно, но в наше время они бы сильно рисковали. Сделать что-нибудь путное, не нарушив многочисленные инструкции, теперь очень сложно, любой директор театра ходит под уголовным делом. Но в махинации театрального директора еще можно поверить, а Серебренников — фигура мирового уровня, едва ли не самый яркий русский режиссер. И человек, очень хорошо зарабатывающий своим трудом, — зачем ему это?
И все же будем помнить, что люди слабы.
Есть ли у Серебренникова враги, может ли это дело быть заказным? Да, враги у него есть — и они сильны. В отечественной культуре идет настоящая гражданская война, жесткое идеологическое противостояние. Влиятельные люди терпеть не могут современное искусство, оно кажется им антирусским. В театре его олицетворяют Серебренников и Константин Богомолов. Серебренников имеет официальный статус, он руководит «Гоголь-центром», Табаков бы мог назвать его своим преемником, и поэтому его ненавидят сильнее. Оплот фундаментализма — Министерство культуры, отметившееся бескомпромиссной борьбой с театральным фестивалем «Золотая маска», зажигательной перепалкой с Константином Райкиным и другими славными затеями. Сторонники Серебренникова говорили, что начали это дело сильные люди, державшиеся в тени, а потом они отошли в сторону, и теперь по уши влипшие исполнители барахтаются, как могут, делая много лишнего.
Сложно представить, что не самый статусный федеральный чиновник может вывести на тропу войны Следственный комитет и прокуратуру. Но не будем забывать, что вера горами движет, и считать, что нашу культуру нужно спасать от разлагающих ее изнутри врагов, могут и люди в погонах.
Третья версия: в пору своего могущества современному искусству помогал Владислав Сурков. Серебренников поставил инсценировку по роману «Околоноля» — тот был подписан именем Натан Дубовицкий (вторую жену Суркова зовут Наталья Дубовицкая), и знающие люди считали, что текст принадлежал куратору внутренней политики. Он же, как говорят, поспособствовал тому, что на «Платформу» выделили поразившие воображение недоброжелателей Серебренникова 216 миллионов рублей.
И, наконец, «Платформу» поддержал работавший тогда президентом Дмитрий Медведев, а над ним теперь не издевается только ленивый.
Могут ли те, кто все это затеял, стреляя в Серебренникова, целиться в Суркова, а то и выше? Почему бы и нет, но доказать это невозможно.
Если дело Серебренникова действительно заказное, то заказчики допустили одну ошибку. Можно посадить губернатора, арестовать и отдать под суд министра, о них скоро забудут. Но режиссер масштаба Серебренникова войдет в историю искусства — а это значит, что к его злоключениям со Следственным комитетом будут возвращаться снова и снова. На свет божий вытащат имена заказчиков, станут известны все тайные пружины — позор будет вечным, он не забудется…
И все же не будем забывать о том, что человек слаб.