В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу разместилось более 300 работ художника. Их собрали из 19 русских и одного зарубежного музеев, а также из четырёх частных коллекций. Некоторые картины были отреставрированы специально к нынешней выставке и до этого показывались очень редко либо вообще не были известны публике. Это, например, два больших полотна из серии «Трилогия казней» — «Казнь заговорщиков в России» и «Распятие на кресте у римлян». Картина с распятием принадлежит частному коллекционеру, который семь лет назад купил её на аукционе Sotheby's за 1,7 млн фунтов.

Фото: АГН «Москва»/Сергей Киселев

В новом, отреставрированном виде на выставке предстают не только полотна, но и некоторые большеформатные рамы картин, сделанные по эскизам самого художника. Кстати, Верещагин нередко сопровождал свои полотна текстовыми комментариями и помещал их именно на рамах. Так, например, самую знаменитую свою картину «Апофеоз войны» он прокомментировал: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Апофеоз войны (фрагмент). 1871Фото: wikimedia.orgАпофеоз войны (фрагмент). 1871

Василий Верещагин сам организовывал свои выставки, причём делал он это по всему миру. Из 70 персональных выставок, состоявшихся при жизни художника, лишь треть прошли в России, остальные — в Европе и в Америке, и были довольно успешны. Из современников Верещагина подобную известность за рубежом снискал один лишь Иван Айвазовский.

Большой интерес в Европе и Америке вызывали, в частности, этнографические зарисовки Верещагина, сделанные им во время многочисленных путешествий. Из дальних стран художник привозил не только написанные им картины, но и предметы декоративно-прикладного искусства (такие как ковры, вазы, одежду), которые он использовал для оформления своих выставок. Нынешнюю экспозицию тоже украшает немало подобных экспонатов. И, конечно же, пейзажи заморских краёв кисти Верещагина и галерея портретов чужеземцев: богатого киргизского охотника, афганца с саблями, факиров... Когда смотришь на эти изображения, собранные вместе, кажется, что ты сам побывал в экзотической поездке.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Побеждённые. Панихида. 1878Фото: tretyakovgallery.ruПобеждённые. Панихида. 1878

И всё-таки наиболее сильное впечатление производят картины Верещагина, посвящённые войне. Собственно говоря, он и прославился как реформатор батального жанра. До него в нашей стране войну на картинах изображали в основном в виде парадов и манёвров. Кровавые ужасы солдатской битвы, а также драматизм её финала в первый раз нашли отражение именно на полотнах Верещагина. И на судьбе обычного, рядового человека на войне этот художник сосредоточил внимание зрителя впервые. Неудивительно, что некоторые его полотна были запрещены цензурой. А художник и искусствовед Александр Бенуа ставил имя Верещагина рядом с именем Льва Толстого, говоря, что писатель первым разрушил светлые иллюзии обывателей о войне в литературе, а Верещагин то же самое сделал в живописи.

Выставка продлится с 7 марта до 15 июля.