В российский прокат вышел фильм Джо Райта («Последний король», «Гордость и предубеждение», «Анна Каренина») «Тёмные времена» — тщательно сделанный английский байопик о нескольких днях из жизни Уинстона Черчилля. Действие начинается с того, что он, несмотря на противодействие руководства собственной партии и неприятие короля, становится премьер-министром, и заканчивается началом эвакуации разбитой британской армии из Дюнкерка.
Черчилль грубиян и социопат, его любит лишь его собственная жена, и ему с величайшим трудом удаётся удержаться в премьерском кресле. Это несколько дней его неудач, тяжелейшего стресса, нервных срывов, унижений и оказавшихся гениальными догадок. Впереди долгая война и победа, но здесь не показан даже благополучный исход операции «Динамо», когда полуокружённый, прижатый к морю британский экспедиционный корпус был эвакуирован домой.
В финале фильма собранные по всему побережью крошечные кораблики, яхты и прогулочные катера плывут выручать своих, их ведут волонтёры-патриоты, Черчилль сохраняет премьерское кресло, его противники посрамлены. Вот и всё, любви-ненависти-роковой тайны и прочих сюжетных манков здесь нет и в помине.
Фильм, между тем, по-настоящему захватывает.
Это очень добротная, качественная, скрупулёзная, сделанная с большой любовью к прошлому своей страны лента. Великолепна работа оператора (Брюно Дельбоннель) — сумрачная, несколько размытая, играющая полутонами картинка напоминает Рембрандта.
Здесь достоверно всё — узкие коридоры подземного бункера, чересчур пышные частные королевские апартаменты, уютные комнаты загородного помещичьего дома, где живёт Черчилль, грязноватая лондонская подземка. Дух времени передан так точно, что это почувствуют и те, кто не имеет никакого представления об Англии тридцатых годов, но главное достоинство фильма не в этом.
Его надо смотреть ради великолепной работы играющего Черчилля Гэри Олдмана, уже получившего за эту роль «Золотой глобус». Портретное сходство с героем здесь просто фантастическое, теперь так больше не снимают. Но о том, что главное достоинство роли в другом, не приходится и говорить. Погружение в образ здесь просто потрясающее, актёр проживает несколько дней из жизни Уинстона Черчилля, проводя своего героя от умеренного оптимизма при вступлении в должность к опустошённости и отчаянию, а затем — к готовности бороться. В фильме он кажется воплощением духа получившей несколько страшных ударов, едва не сбитой с ног, но от этого лишь разъярившейся нации: в сущности, это то, о чём писали советские теоретики искусства в двадцатые годы. Или Маяковский: «Обданный силой и мыслями масс, с классом рос Ленин». Тут происходит нечто подобное: почти поверженный Черчилль спускается к народу, в метро, и простые люди говорят ему, что страна должна бороться и дальше.
Замысел фальшив, сценарный эпизод банален, но снято так, что к горлу подкатывает комок.
Причина этого в том, что ситуация, о которой идёт речь в фильме, глубже противостояния собирающего сражаться Черчилля и его противников, желающих помириться с побеждающим Гитлером. Речь здесь идёт о борьбе воинствующего идеализма с имеющим на руках все козыри здравым смыслом, о том, нужно ли в кажущейся безнадёжной ситуации искать компромисс. Оппоненты Черчилля, опытные, умные политики — бывший премьер Невилл Чемберлен (Рональд Пикап) и министр иностранных дел лорд Галифакс (Стивен Диллэйн), — отлично понимают, что всё проиграно, и, в полном соответствии со здравым смыслом, собираются мириться с нацистами. А начинающий день с пива и виски, продолжающий его виски и шампанским авантюрист Черчилль, человек с ужасной политической репутацией, задира и выламывающийся из всех рамок несистемный политик, хочет драться. Народ, парламент и кабинет министров идут не за осторожными умниками, а за ним, и эта история в конечном счёте рассказывает о том, что готовность умереть сражаясь — не только достойнее, но выгоднее и разумнее трусливого смирения.
Тщательно сделанный исторический фильм оборачивается мифом, вневременной историей, рассказывающей об универсальных человеческих ценностях, а герой Гэри Олдмана ближе к финалу приобретает шекспировский масштаб.
Он должен был проиграть, против него были обстоятельства и здравый смысл, он не умел ладить с людьми, был резок, недипломатичен, слишком много пил — а вышло по-другому. До победы ещё очень далеко, но Черчилль, вопреки всему, побеждает. Поддержавшие его люди готовы пожертвовать всем — и бытовым комфортом, и благосостоянием, и жизнями. Национальное унижение кажется им личной драмой, а она куда страшнее всего вышеперечисленного.
В наше анемичное время это кажется чем-то совершенно необыкновенным — и очень сильно бодрит.