21 января 2018 в 08:06

Чемоданы для ядерной войны

Как выглядят «пульты» управления стратегическими силами в руках лидеров России, США и других стран

Фото: TASS/Imago/Juergen Blume

В Северной Корее назвали твит американского лидера Дональда Трампа, в котором тот заявил, что у него «есть ядерная кнопка, но она намного больше и мощнее», чем у главы КНДР Ким Чен Ына, «припадком сумасшедшего». Как отмечает ABC News, заявление Северной Кореи было опубликовано в официальной государственной газете Rodong Sinmun.

«Припадок Трампа в новом году выдаёт отчаянное душевное состояние лузера, который не сумел помешать энергичному продвижению вперед Вооружённых сил и народа КНДР, — говорится в статье Rodong Sinmun. — Он блефует, но в итоге только выставляет себя психопатом».

Заочная перепалка американских и северокорейских властей вдвойне интереснее тем, что в реальности никакой «ядерной кнопки на столе» не существует. В системе возможного применения ядерного арсенала разными странами разбирался News.ru.

Американский «футбол»

Понятно, что процесс реагирования на ядерную атаку или отдача приказа о нападении — многоуровневый и засекреченный. В США составной частью такого механизма является устройство, которое называют «футбольным мячом» и который переносит группа офицеров, постоянно следующих за президентом. По сути, речь идет о «ядерном чемоданчике фирмы Zero Halliburton в чёрном кожаном чехле и весом около 18 килограммов. Рядом с ручкой выступает небольшая антенна, а через нее продет чёрный шнур, который охватывает запястье носителя. Устройство получило прозвище «футбольный мяч» из-за того, что разработанный Пентагоном в начале 1960-х план ядерной войны назывался Dropkick — ввод мяча в игру в американском футболе. Также кожаная сумка по форме напоминает соответствующий мяч.

По некоторым данным, устройство позволяет быстро и точно идентифицировать личность президента, который принимает решение о нанесении ядерного удара. Кроме того, в «футбольном мяче» находятся средства специальной связи и инструкция с описанием различных военных планов, включающих составленные списки потенциальных целей для ядерных сил США.

Если президент Дональд Трамп решит отдать приказ о нанесении ядерного удара, он должен будет пройти процесс идентификации с помощью специальных кодов, которые записаны на особой карточке. Затем — передать приказ о ядерной атаке в Пентагон (находится в штате Вирджиния, рядом с Вашингтоном) и Стратегическое командование США (штат Небраска, на северо-западе страны).

Устройства наподобие современного ядерного чемоданчика появились в США при президенте Эйзенхауэре. Но свой нынешний вид система приобрела в результате Карибского кризиса, когда президент Джон Кеннеди усомнился в подконтрольности ядерного арсенала лично верховному главнокомандующему. Он опасался, что, во-первых, приказ о ядерном ударе может быть отдан без его санкции, а во-вторых, что при необходимости сам не сможет отдать такой приказ, не находясь при этом в командном пункте.

В результате система управления ядерным арсеналом США была пересмотрена и был создан ядерный чемоданчик. Для отдания приказа о применении ядерного оружия, президент не должен получать предварительное одобрение Конгресса или командования вооруженных сил.

Есть информация, что для запуска межконтинентальных баллистических ракет США требуется около пяти минут с момента, когда президент объявил о своем решении. Время для запуска ракет, развернутых на подводных лодках, — около 15 минут.

Кремлёвский «Чегет»

По словам конструктора одной из подсистем АСУ отечественного «ядерного чемоданчика», лауреата Государственной премии СССР Валентина Голубкова, идея создать устройство в СССР принадлежало маршалу Сергею Ахромееву после того, как советская разведка узнала о его существовании в США. Цель — связать ракетный потенциал для быстрого ответно-встречного удара и не допустить несанкционированный пуск ядерной ракеты. В то время шифры для запусков хранились в сейфах командиров ракетных полков, некоторые из которых при тревоге «в спешке ломали вставленные в сейф ключи — и шифры оставались закрытыми».

Система была введена в действие в 1983 году, а первым руководителем СССР, которого стали сопровождать офицеры с «ядерным чемоданчиком», стал в 1984 году Константин Черненко.

В России санкция на запуск ракет требует серьёзного согласования: президент ничего особенного со своим чемоданчиком сделать не может, ведь на самом деле таких кейсов три. Один — у главы государства, один — у министра обороны, один — у начальника Генерального штаба. С каждого такого импровизированного пульта, где, судя по фотографиям, есть красные кнопки — абонентского комплекса «Чегет» — должен быть послан закодированный сигнал для приведения автоматизированной системы управления Стратегическими ядерными силами (СЯС) «Казбек». Ядерные чемоданчики часто проверяются, ремонтируются и меняются по законам «шифрования и криптографии». Об этом говорит хотя бы тот факт, что Борис Ельцин получил в свое время из рук Горбачева ядерный чемоданчик за номером 51.

Считается, что в случае, если несколько обладателей «ядерных кнопок» будут выведены из строя, вступит в действие система «Периметр», или «Мёртвая рука».

Суть её работы в том, что даже при внезапном уничтожении всего высшего политического и военного руководства страны команда на ответный ракетно-ядерный удар будет выработана автоматически и обязательно дойдёт до уцелевших расчётов межконтинентальных баллистических ракет.

На практике это выглядит следующим образом: после атаки из шахты в автоматическом режиме стартует командная ракета, в головной части которой электроника тестирует уровень радиации территории РФ, наличие точечных источников ионизированного и электромагнитного излучения, сейсмических колебаний, интенсивность переговоров в военных радиосетях. В случае подтверждения должен следовать ответный удар уцелевшей группировкой Стратегических ядерных сил. Понятно, что перспектива ответного удара при невозможном одновременном уничтожении всех объектов — грозный сдерживающий фактор.

Активация пользователя

Известно об одном случае, когда «ядерный чемоданчик» был активирован. Это случилось 25 января 1995 года при Ельцине, когда Норвегией была запущена метеорологическая ракета, предназначенная для изучения северного сияния, в конструкции которой использовалась первая ступень от американской тактической ракеты «Онест Джон», поднялась на высоту более 580 км. При наблюдении российским радаром СПРН траектория этого полёта оказалась сходной с траекторией американской ракеты «Трайдент» Д-5, запущенной с подводной лодки. Такая ракета могла использоваться для высотного ядерного взрыва, что временно вывело бы из строя российские радары системы предупреждения о ракетном нападении. Как вспоминал Голубков, норвежцы заранее оповестили российских военных, но до заступившего в тот день на пост дежурного генерала эту информацию не довели, и после запуска он мгновенно вызвал на связь всех обладателей ядерного чемоданчика.

Все остальные эпизоды — два из них произошли в США (в 1979 и 1980), один в СССР (в 1983 тревога была признана ложной решением оперативного дежурного подполковника Петрова) — касались ложного срабатывания систем предупреждения о ракетном нападении.

Другие страны

И у США, и у России достаточно ядерных ракет для того, чтобы несколько раз уничтожить друг друга и весь мир. Поэтому именно об их «ядерных чемоданчиках» больше всего информации. Тем не менее каждая страна, которая обладает ядерным оружием, имеет собственную систему процедур, которые предусмотрены для отдачи приказа о нанесении удара. Все они так или иначе предусматривают наличие устройства для экстренной связи. Система предупреждения о ракетном нападении и ядерные возможности других стран более ограничены и, вероятно, не заслуживают сложности существующих систем в США и в России.

Президент Франции Эммануэль Макрон (в центре) во время своего визита в Италию на саммит G7 Президент Франции Эммануэль Макрон (в центре) во время своего визита в Италию на саммит G7 Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Gabriele Maricchiolo

Так, по сообщениям западных СМИ, до начала церемонии инаугурации президента Франции Эммануэля Макрона в Елисейском дворце Франсуа Олланд на закрытом совещании передал новому лидеру код от так называемого «ядерного чемоданчика». Однако, по информации французских журналистов, во Франции нет термина «ядерный чемоданчик», а черный портфель, который следует за президентом повсюду, называется «мобильной базой» и предназначен для экстренной связи, но не обязательно для ядерного удара.

В Индии нет никакой официальной информации о существовании «чемоданчика». При этом местные эксперты озвучивают две версии: одни говорят о наличии «ядерного портфеля», другие отмечают, что президент хотя и является верховным командующим ВС Индии, однако большинство решений принимается премьер-министром. Он, в свою очередь, находится под давлением правящей партии или коалиции. Поэтому некая система существует, но элементы управления распределены между военным командованием.

Учитывая закрытость темы ядерного оружия в Китае, по теме местного «ядерного мобильного устройства» нет никакой информации. Известен лишь один случай, когда в январе 2014 года китайский канал показал кадры посещения Си Цзиньпином пограничников на северных границах Китая, которого сопровождал подчиненный с неким чемоданом. Этот кадр потом исчез из телесюжета, однако до сих пор не ясно — было ли этот чемоданчик тем самым устройством или таким образом замаскирована бронепанель для защиты председателя КНР.

Антон Мардасов
А. Мардасов