16 мая 2018 в 11:00

Как новый указ Путина изменит структуру правительства

Президент подписал указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», который уже оживлённо обсуждается в российских СМИ

Фото: kremlin.ru

В систему исполнительной власти внесён ряд ключевых изменений. Министерство образования разделено на Министерство просвещения, в компетенцию которого войдёт средняя школа и специальное образование, и Министерство науки и высшей школы, в которое вольются ФАНО, вузы и различные научные организации. Тем самым Российская Академия наук окончательно понижена до уровня совещательного органа при Миннауки.

Президентский указ даёт новому Министерству науки и высшего образования широчайшие компетенции — не только высшее образование, но и научная и научно-техническая и, что самое важное, инновационная деятельность. Де-факто это «министерство научно-технологического прорыва».

Реализовываться этот прорыв, по идее, должен на пути от Миннауки к Минпромторгу, функционал которого расширили передачей в его ведение зарубежных торгпредств. Ставший суперминистерством Минпромторг остаётся в сфере влияния группы Сергея Чемезова. Таким образом, два эти ведомства должны, в идеале, обеспечить «золотой мост» российских инновациям — от конструкторского кульмана, то бишь ноутбука, к внедрению в отечественное производство, и затем — на зарубежные рынки.

Пока не ясно, как будут обстоять дела с отраслевой наукой. Безусловно, российские отраслевики будут упорно бороться за то, чтобы оставить её в своём ведении. И очень трудно, если вообще возможно, представить себе, чтобы, к примеру, российский газовый монополист отдал контроль над «Газпром ВНИИГАЗ», что называется, на сторону.

Поэтому возложенная на Миннауки сверхзадача преодоления разрыва между инновациями (или, как раньше говорили, изобретателями и рационализаторами) представляется сверхсложной и вряд ли достижимой в ближайшей перспективе. Бенефициаром всех достижений Миннауки, по слухам, будет «группа Ковальчуков — Кириенко», лоббистской структуры, сложившейся вокруг одного из ближайших соратников Владимира Путина, банкира и предпринимателя Юрия Ковальчука.

Григорий Трубников (второй слева) на заседании рабочей группы Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Григорий Трубников (второй слева) на заседании рабочей группы Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Фото: Пресс-служба Минобрнауки России

Пока остаётся неясным, кто может возглавить Миннауки. Что касается кандидатуры заместителя Ольги Васильевой — доктора физматнаук, академика РАН Григория Трубникова, то он вполне устроил бы и учёных, и ректоров российских вузов, но его минусы — отсутствие опыта работы в госструктурах и имидж учёного, а не мощного лоббиста. Возможно, кандидатура Трубникова устроит всех заинтересованных лиц, если в замы к нему будут подобраны люди, способные компенсировать эти его минусы, а заодно стать исполнительными «офицерами связи» с группами влияния.

Поднят статус Рособрнадзора, руководить деятельностью которого будет правительство. То же самое относится и к Росмолодёжи, которая также перейдёт под правительственный контроль, что в реальности будет означать лишь смену команд политтехнологов, которые будут курировать эту структуру, а также повышение ответственности руководства этого ведомства в борьбе за умы подрастающего поколения. Вообще, системным признаком нового президентского срока Владимира Путина, похоже, становится более жёсткий контроль над исполнительной властью. И в этом смысле назначение жёсткого управленца Алексея Кудрина главой Счётной палаты, органа, контролирующего всё и вся, недооценивать нельзя.

Ключевым вопросом в этом плане становится кандидатура вице-премьера, который будет курировать Миннауки и Минпромторг. То, что курировать научно-технический прорыв должен один вице-премьер, достаточно очевидно, но не факт, что это устроит конкурирующие между собой группы влияния.

Между тем в самое ближайшее время для реализации научно-технических инноваций нужны в первую очередь грамотные инженерные и научные кадры. Не секрет, что внедрение ЕГЭ в средних школах сильно уронило уровень знаний выпускников российских школ, особенно в естественных науках. И столь же очевидно, что тем или иным способом этот уровень придётся поднимать. В этом плане нелишне будет обратиться к опыту Туманного Альбиона, где введён так называемый шестой класс, то есть дополнительные 12-й и 13-й год обучения для углублённой подготовки к поступлению в вузы. Эти проблемы могут достаться Ольге Васильевой, шансы которой остаться во главе ослабленного министерства достаточно велики.

Что касается иных министерств, то радует, что не было принято предложение о разделении Минэнерго путём выделения из него электроэнергетики.

Введённые президентским указом структурные изменения исполнительной власти достаточно скромны. Дмитрий Медведев считает, что в более масштабной трансформации не было нужды, поскольку «действовавшая структура правительства доказала свою работоспособность». Возможно, основанием для этих слов является чётко наметившийся в последнее время повышающий нефтяной тренд. Как бы то ни было, даже если вновь образованный тандем двух мощных министерств, Миннауки и Минпромторга, добьётся научно-технического прорыва, этого будет достаточно, чтобы не побуждать главу государства «отливать в граните» новые указы касательно российской исполнительной власти.

Владимир Прохватилов
В. Прохватилов