07 июня 2018 в 16:18

Путину задали сакраментальный вопрос

Очередная, 16-я по счёту прямая линия с главой государства приковала к экранам телевизоров миллионы россиян

Президент РФ Владимир Путин во время прямой линии Президент РФ Владимир Путин во время прямой линии Фото: kremlin.ru

«Прямые линии» Путина — это всегда впечатляющее шоу. Президент — прекрасный рассказчик, к тому же обладает великолепной памятью, удерживающей огромный объём фактов и цифр, которыми он щедро делится с аудиторией.

Много нового, интересного, а порой и неожиданного

Например, что наши реальные доходы устойчиво растут. «Мы вышли на устойчивый рост доходов граждан. Заработные платы выросли на 1,9%, а реальные доходы населения (то есть то, что человек получает на руки, за вычетом обязательных платежей и с поправкой на инфляцию. — Прим. автора) — на 3,8%».

Разницу в цифрах он объяснил тем, что в конце прошлого года каждый российский пенсионер получил разовую выплату в 5 тысяч рублей (заменившую отменённую индексацию пенсий). Что ж, когда прибавляют, это всегда лучше, чем отнимают. Тем более что мы давно привыкли именно ко второму виду менёвров властей.

Можно было бы, пожалуй, и порадоваться росту доходов, не будь он столь микроскопическим. Да и не успели мы ещё привыкнуть к «устойчивому росту» своих доходов хотя бы потому, что четыре года подряд, с 2014-го по 2017-й они столь же устойчиво падали. А потом вдруг — бац! — принялись расти. Но, повторяем, не все пока полностью поверили в труднообъяснимое чудо, даже если сумели рассмотреть в своих кошельках эти самые 3,8%. Впрочем, как выяснилось, президент не склонен слишком строго судить соотечественников, многие из которых вовсе не заметили никакого роста. «Конечно, это не каждый человек на себе ощущает, но в целом это абсолютно объективная статистика, так оно и есть», — отметил Путин.

Президент РФ Владимир Путин во время прямой линии Президент РФ Владимир Путин во время прямой линии Фото: kremlin.ru

Ох уж эта «объективная статистика»

В ходе прямой линии сложилось впечатление, что официальная статистика из кожи вон вылезла, чтобы порадовать президента. «У нас исторический минимум по инфляции, это очень важная предпосылка для дальнейшего роста», — подчеркнул Владимир Путин. Разумеется, президент не обязан вдаваться в тонкости «инфляционного минимума». Однако маститые экономисты давно растолковали нам, что рекордное снижение инфляции произошло, главным образом, по причине четырёхгодичного падения доходов. Люди просто стали экономить на всём. Сократились расходы, покупки, а с ними, разумеется, и рост цен. Что толку задирать их на товары, которые никто не покупает из-за безденежья?

На самом-то деле инфляция у нас растёт вполне себе ударными темпами. Все мы посещаем магазины и чуть ли ни ежедневно видим там новые ценники. Их всякий раз исправно переписывают в сторону повышения, причём, цены в разы опережают темпы инфляции, которые выводит наше статистическое ведомство.

И как они, скажите на милость, могут не расти, если к этому есть все предпосылки. Например, известно, что транспортная составляющая в цене многих товаров и продуктов (к примеру, хлеба) доходит до половины их стоимости в рознице. Поэтому повышение акцизов и, как прямое следствие, цен на бензин и прочее топливо, неизбежно порождает рост цен на всё то, что необходимо нам для жизни.

Президент РФ Владимир Путин во время прямой линии Президент РФ Владимир Путин во время прямой линии Фото: kremlin.ru

Сакраментальный вопрос

Как и ожидалось, сакраментальный вопрос о цене на бензин прозвучал в ходе прямой линии. Один из водителей, петербуржец Алексей Караваев, пожаловался президенту: «45 рублей литр солярки. Сколько ж можно это терпеть? Невозможно уже, остановите как-то это».

Отвечая земляку, глава государства назвал рост цен на топливо в России «недопустимой ситуацией». «То, что сейчас происходит — недопустимо. Это неправильно, — возмущался Владимир Путин. — Но надо признать, что это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики, в сфере энергоресурсов».

Путин напомнил, что правительство уже приняло ряд решений, «которые призваны, как раз, решить эту задачу»: с 1 июня снижены акциз на дизель и бензин на 2 тысячи рублей и 3 тысячи рублей соответственно, с 1 июля отменено их запланированное повышение (примерно на 700 рублей). Новые меры по стабилизации рынка последуют осенью, обещал президент.

Для пущего эффекта он подключил по видео-связи министра энергетики РФ Александра Новака и курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Козака. «Мы сегодня работаем в новом формате, я попросил министров быть в своих рабочих кабинетах», — пояснил Путин.

«Срочные фискальные меры уже оказали свое положительное влияние, мы видим, что цены с конца мая на АЗС не растут», — доложил г-н Новак. Он также напомнил, что правительство в случае дальнейшего роста цен на бензин готово повысить экспортные пошлины на топливо. «Это скорее угроза для компаний, надеюсь, использовать эту меру не придётся», — добавил президент.

Президент РФ Владимир Путин во время прямой линии Президент РФ Владимир Путин во время прямой линии Фото: kremlin.ru

Из объяснения Путина чётко следовал вывод: в безобразном росте цен на топливо виновато правительство. Сначала для нефтянки ослабили налоговые удила, стимулировав её наращивать экспорт сырой нефти, тем самым способствовав росту цен на внутреннем рынке. Потом вошли в Госдуму с предложением повысить акцизы, что депутатами с обычной прытью в подобных ситуациях было проделано. Потом спохватились и стали договариваться с нефтяными баронами, чтобы те не пороли ценовую горячку. В этих хаотичных действиях кабмина не просматривается никакая система, за исключением, разумеется, горячего желания потрафить крупному сырьевому бизнесу.

Всю эту возню чиновников президент и назвал «неточным, мягко говоря, регулированием, которое было введено в последнее время в сфере энергетики, в сфере энергоресурсов». Возникает вопрос: почему за подобную, с позволения сказать, деятельность никто не понёс никакой ответственности. Министр энергетики Новак вошёл в состав нового кабинета и теперь доблестно расчищает завалы, которые сам же ранее и наворотил.

Что же касается цен на бензин, то радоваться особо нечему. За всю новейшую историю России никакие задранные цены в ней в последующем не понижались. А если и понижались незначительно, то на какую-нибудь чепуху, не пользующуюся спросом. О бензине такого не скажешь — товар в высшей степени востребованный (в ряде регионов даже ощущается его дефицит, например, на Курилах — у японцев уже стали покупать). Никто не даст гарантию, что снижение акцизов обернётся удешевлением топлива. Утверждать подобное — желаемое выдавать за действительное.

Собственно, именно этим и занимаются наши власти, рассуждающие об устойчивом росте всего и вся, используя для этого те или иные форматы публичного обращения к соотечественникам.

Иван Минин
И. Минин