Новым гендиректором ЮНЕСКО — организации ООН по вопросам образования, науки и культуры — избрана экс-министр культуры Франции Одри Азуле. Она заменит Ирину Бокову, возглавлявшую ЮНЕСКО восемь лет. По плану решение исполкома будет утверждено 10 ноября на Генеральной конференции ЮНЕСКО, в должность она вступит 15 ноября.
В своей предвыборной программе Азуле призывала к реформе оперативного управления организацией, отмечая необходимость для ЮНЕСКО «действовать быстрее, чётче и эффективнее». И теперь на посту гендиректора экс-министру культуры Франции предстоит решить не только внутренние проблемы в структуре ЮНЕСКО, но сбалансировать подход организации к ближневосточным проблемам. 12 октября Госдепартамент заявил о выходе США из ЮНЕСКО из-за якобы «антиизраильской позиции» организации. Однако в американском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули желание сохранить постоянную миссию в качестве наблюдателя при этой организации и не исключили возвращения при проведении реформ.
Своим видением текущей ситуации вокруг организации с порталом News.ru поделился крупнейший специалист в области телевещания, заместитель председателя Гостелерадио СССР в 1960–80-е годы, лауреат Государственной премии СССР и обладатель премии «Эмми», а ныне — советник генерального директора ЮНЕСКО Генрих Юшкявичюс.

— Генрих Зигмундович, США официально объявили о выходе из ЮНЕСКО. Поводом названа «антиизраильская политика» организации, признавшей Палестину. На ваш взгляд, насколько фактор Палестины действительно здесь основной? Часто ли политика вмешивается в вашу работу?
— Действительно, в 2011 году Палестина как государство стало членом ЮНЕСКО. США немедленно приостановили перевод 80 миллионов долларов на счёт ЮНЕСКО. Согласно американскому закону США не имеют права платить взносы международной организации, в которую Палестина принята как государство. Сегодня США задолжали ЮНЕСКО более 500 миллионов долларов. Есть мнение, что это тоже одна из причин выхода США из организации.
Соединённые Штаты не впервые выходят из ЮНЕСКО. Вместе с Великобританией и Сингапуром они покинули ЮНЕСКО в 1984 году, выступая против так называемого Нового порядка информации, который тогда предлагался Советским Союзом и рядом стран третьего мира. Предлагалось ограничить преобладающий поток информации с севера на юг и с запада на восток. Покинувшие ЮНЕСКО страны считали это ограничением свободного потока информации. Вдобавок они отмечали плохое управление ЮНЕСКО. Как в этот раз, США тогда также создали наблюдательную комиссию и присутствовали на заседаниях ЮНЕСКО в качестве наблюдателя. Сейчас вслед за США ЮНЕСКО покинул и Израиль.
— Какие программы, которые инициировали сами США, страдают от такого шага?
— Страдать будут практически все программы, так как финансовый вклад США — более 20 процентов бюджета. США присутствовали в большинстве программ. Всем известен потенциал США в науке, образовании. Как один из примеров, сокращение бюджета повлияло на выполнение программы предупреждения цунами, так как пришлось сокращать количество занятого в ней персонала.
В самих Соединённых Штатах многие деятели науки и культуры будут недовольны таким решением Госдепа. Так было и в прошлый раз, когда США покинули ЮНЕСКО: именно деятели науки и культуры, в том числе лауреаты Нобелевских премий, неправительственные организации, борющиеся за свободу прессы, требовали возвращения США назад в организацию. Я уверен, что так будет и в этот раз.
— США не исключают возможности возвращения в состав ЮНЕСКО при условии реформ в организации, заявила официальный представитель Госдепартамента США Хизер Нойерт. Нуждается ли ЮНЕСКО в преобразованиях, реформировании?
— США вернулись в ЮНЕСКО первый раз, признав, что организация провела реформы и поддерживает свободный поток информации. Я хорошо знаю об этом, потому что в это время руководил департаментом, отвечающим за коммуникации и информацию, а генеральный директор ЮНЕСКО Ичиро Мацура поручил мне провести реформу структуры персонала. Задача была непростая. Дефицит по зарплате составил 25 миллионов долларов. А структура персонала была как перевёрнутая пирамида: в структуре, где работало около 2000 работников, было 200 директоров. Директор в международной организации — очень высокий пост, то есть на 10 солдат был один генерал. Чтобы устранить дефицит, было решено оставить только 90 директоров.
Реформа была проведена, но, не скрою, с большими трудностями. Один работник даже объявлял голодовку.
Нужны ли ещё реформы? Думаю, да. Например, в системе управляющих структур, в том числе в Исполнительном комитете, где 58 членов, и собираются они два раза в год в Париже на две-три недели.
Стоит это немалых средств. К сожалению, в определённый момент было решено, что членами Исполкома должны быть представители государств, а не известные деятели культуры или науки (когда-то членом Исполкома был Пабло Неруда), которые выступают с личным авторитетным мнением.
Исполком стал местом политической борьбы. Кто-то даже пошутил, что заседания Исполкома надо перенести в одну из неразвитых стран с жарким климатом — и желание собираться на две-три недели два раза в год сразу пропадёт.

— Как сейчас обстоят дела внутри ЮНЕСКО?
— Только что новым генеральным директором ЮНЕСКО стала Одри Азуле, экс-министр культуры Франции. Она в последнем туре победила двумя голосами Хамада бин Абдулазиза Аль-Кавари, представителя Катара.
Одри Азуле заявила, что её приоритетом на посту будет восстановление доверия к ЮНЕСКО не только среди государств-членов, но и гражданского общества всего мира. Она из известной еврейской семьи. Её отец был советником короля Марокко Хасана II, а сейчас — советник короля Мухаммеда VI.
— В СМИ указывается, что финансирование организации идет за счёт привлечения внебюджетных средств, в виде добровольных пожертвований государств-доноров и международных организаций и фондов. Каким образом это осуществляется сейчас? Все ли программы удаётся поддерживать?
— ЮНЕСКО получает более 400 миллионов пожертвований, которые направляются на развитие средств информации, проекты науки, сохранение водных ресурсов.
— Организация была создана в 1945 году. Как бы вы охарактеризовали эволюцию ЮНЕСКО? Каковы итоги деятельности организации за последнее десятилетие? Что удалось и чего не удалось сделать?
— Было осуществлено много проектов в области науки, культуры, образования и коммуникаций, но явно недостаточно. В мире более 800 миллионов неграмотных людей. Большинство из них — женщины. Возможности ЮНЕСКО ограничены, ведь двухлетний бюджет организации не больше годового бюджета среднего американского университета.
— В правилах организации записано, что если страна, где находится объект культурного наследия, плохо следит за сохранностью объекта или подвергает его несогласованным изменениям, то сам объект может быть исключён из перечня ЮНЕСКО. У вас есть такие кандидаты?
— Такая угроза была в 2012 году, когда в Санкт-Петербурге в Приморском районе решили построить офисный небоскрёб компании «Газпром». К счастью, власти Петербурга передумали.
В 2009 году из списка культурного наследия ЮНЕСКО была исключена Дрезденская долина из-за построенного моста, который нарушил ландшафт.
— В связи с варварскими действиями «Исламского государства» в Сирии и Ираке и сохраняющейся угрозой нужно ли преобразовывать механизм защиты объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО?
— 39-я сессия Комитета всемирного наследия приняла Боннскую декларацию, которая содержит призыв, чтобы впредь в задачи участников миротворческих миссий ООН входила и защита объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. С этой целью предлагается введение практики специальной подготовки для «голубых касок».
— По какому принципу происходит включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО новых объектов?
— Включение в список Всемирного наследия — длительный и трудоёмкий процесс. 2,5 года — это то минимальное время, которое необходимо для соблюдения всех процедур Комитета всемирного наследия. Всемирное наследие — это памятники, ансамбли и достопримечательные места, обладающие выдающейся универсальной ценностью. То есть ценностью, «которая является столь исключительной, что выходит за пределы национальных границ и представляет всеобщую ценность для настоящих и будущих поколений всего человечества».
