Индия сознательно заключала крупные сделки с США и диверсифицировала свой импорт оружия из-за склонности России не придерживаться графиков поставок, увеличивать расходы в процессе выполнения контракта, препятствовать передаче технологий и недостаточно надёжно обеспечивать поставку запасных частей. Как отметили источники издания The Times of India в индийском правительстве, власти страны не хотели бы отказываться от поставок из РФ, поэтому Москва и Дели работают над совместной программой обхода американских ограничений, которые следуют из принятого Конгрессом США закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA).

Отмечается, что американские санкции могут угрожать российско-индийским оборонным контрактам на общую сумму $12 млрд, включая приобретение ЗРС С-400, вертолётов, надводных и подводных кораблей. Также Дели требуется помощь Москвы в обслуживании уже имеющихся образцов советского и российского вооружения и военной техники. Кроме того, власти Индии были крайне разочарованы действиями властей США, которые в начале апреля расширили антироссийские ограничения, включив туда, например, Рособоронэкспорт.

Другой источник The Times of India сообщил, что шаги Конгресса уже привели к тому, что некоторые индийские банки, активно работающие в США, из-за опасения санкций «приостановили платежи России», несмотря на заявление министра обороны США Джима Мэттиса о том, что Индия должна быть выведена из-под действия СAATSA.

Издание отмечает, что Индия, видимо, отказалась от программы FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), предполагающей создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Однако не хотела бы терять и сильно заинтересована в закупке и поставках ЗРС С-400 «Триумф» на общую сумму около $5,5 млрд, фрегатов проекта 11356, многоцелевых вертолётов К-226T и аренде второй атомной подводной лодки после «Чакры».

С-400 «Триумф»Фото: News.ru/Сергей БулкинС-400 «Триумф»

Напомним, что в апреле журнал Jane’s Defence Weekly сообщил, что ВВС Индии приняли решение приостановить своё участие в имеющей уже 11-летнюю историю совместной с Россией программе создания перспективного истребителя пятого поколения FGFA — на базе российского проекта ПАК ФА (Т-50, Су-57). В то же время отмечалось, что Индия ещё может «пересмотреть» своё решение по программе FGFA или приобрести полностью разработанные и готовые истребители ПАК ФА после того, как они поступят на вооружение ВВС России.

Индийские СМИ со ссылкой на военные и правительственные источники традиционно критикуют российскую технику, как правило — в целях торга или лоббизма. В 2014 году контрольно-ревизионное управление Индии упрекало правительство в решении продолжить лицензионное строительство российских танков Т-90С якобы из-за отсутствия в них кондиционеров и не подходящей для данного региона аппаратуры. В 2015 году индийские журналисты сообщили, что аудиторы того же управления в другом докладе рапортовали о низком уровне эксплуатационной готовности российских многофункциональных истребителей Су-30МКИ. В 2016 году индийские надзорные ведомства в отчёте о состоянии ВС страны сообщили о многочисленных проблемах с новейшими палубными истребителями российского производства МиГ-29К и МиГ-29КУБ. В августе 2017 года индийское издание Hindustan Times возложило на российскую технику ответственность за неудачное выступление на российском танковом биатлоне.

К списку публичных претензий Индии к России настолько уже все привыкли, что он стал неотъемлемой частью военно-технического сотрудничества. При этом к реальному и закрытому двустороннему партнёрству постоянно пополняющийся список вообще может не иметь никакого отношения.

Андрей Фролов, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений»:

— Индия сотрудничает с США по боевым и транспортным вертолётам, военно-транспортным самолётам с соответствующим обслуживанием техники. Американские двигатели пока что используются на индийском многоцелевом истребителе Tejas. США также активно продвигают свои тендеры в сфере ВВС и палубной авиации: в первом случае — на закупку F/A-18 и F-16, во втором — F/A-18 Hornet. Однако приведённая информация о претензиях в обсуждаемой статье — это разговоры ни о чём, поскольку не указано конкретное изделие, у которого были те или иные контрактные сроки и т.д.

Что касается истребителя пятого поколения, то программа, судя по всему, будет трансформироваться в прямую закупку экспортных Су-57. Вопрос только — когда они будут. Кроме того, у Индии не так много денег, чтобы тратить внушительные суммы на ОКР, поскольку самолёт в рамках программы FGFA сильно отличается от российского Су-57. Поэтому, думаю, когда в России в окончательном облике появится Су-57 второго этапа, то индийцы, скорее всего, его купят. США, конечно, пытаются им предложить F-35, но только после заказа F-16. Плюс — если в случае с Су-57 индийцы могут надеяться на передачу каких-либо технологий, то при закупке американских самолётов кроме прямых поставок им вряд ли стоит на что-то надеяться.