Задержки рейсов в аэропорту — событие нередкое. Например, согласно статистике за 2017 год, учитывающей данные крупнейших аэропортов России, более 120 рейсов ежедневно вылетали с опозданием или вообще отменялись. Далеко не всегда причиной задержки рейсов становится нелётная погода.
Рейс может задержаться в аэропорту на час, на сутки и даже более. Особенно часто этим грешат чартеры. Минтранс РФ в 2017 году поручил Росавиации усилить контроль за авиакомпаниями и в случае массовых задержек чартерных рейсов предписал вносить в сертификат эксплуатанта ограничение на число рейсов вплоть до отзыва допусков на международные полёты. И хотя объективно самая распространённая причина задержки рейса — сложные метеоусловия, News.ru всё же попытался разобраться, какие же ещё обстоятельства могут помешать своевременному вылету?
Позднее прибытие самолёта
Авиакомпания на каждый рейс выделяет конкретное воздушное судно. При этом полёты планируются с минимальными промежуточными интервалами — чаще всего лайнер проводит в аэропорту около часа между высадкой пассажиров предыдущего рейса и посадкой новых. Если предыдущий опоздал, то авиакомпания может предпринять попытку «разменять» лайнеры, чтобы не допустить задержку. Но если свободный борт не будет найден, то рейс задержат с формулировкой «позднее прибытие самолёта». Самолёт же, в свою очередь, может опоздать из-за задержки в предыдущем аэропорту отправления, а может задержаться непосредственно в пути, например, из-за сильного встречного ветра.
Техническая неисправность
Чаще всего под техническими причинами понимаются незначительные с точки зрения безопасности неисправности, на корректировку которых уходит не более 30 минут. Для каждого воздушного судна производитель выдаёт инструкции: с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Допустимы, например, полёты с одним неисправным реверсом двигателя (реверс — устройство для направления части воздушной или реактивной струи по направлению движения самолёта и создания таким образом обратной тяги. — Ред.). Это безопасно, но требует перерасчёта дистанций для взлёта и посадки. В авиакомпаниях стараются не называть техническую неисправность в качестве причины задержки рейса — это настораживает пассажиров. Однако если она была обнаружена уже после того, как люди заняли свои места на борту, то пассажирам об этом скажут; если же поломку найдут до посадки, то клиенты авиакомпании, скорее всего, останутся в неведении.
Ошибки наземных служб
Час, проведённый самолётом в аэропорту между рейсами, наполнен событиями. Сначала к приземлившемуся судну подгоняется трап, высаживаются пассажиры, выгружается багаж, новый экипаж занимает свои рабочие места. Лайнер заправляется топливом и водой, проводится уборка салона, на борт загружают питание и багаж пассажиров следующего рейса. Сбой в цепочке необходимых действий приводит к задержке рейса. Иногда в аэропорту скапливаются очереди из пассажиров — на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Именно они становятся причиной опоздания с посадкой пассажиров — виноваты в этом соответствующие службы аэропорта.
Пассажиры
Пассажиры могут задерживаться к рейсу по самым разным причинам. У человека могут возникнуть проблемы со здоровьем непосредственно перед посадкой или даже уже на борту. Человека также могут снять с рейса, если он пьян и ведёт себя неадекватно. Иногда экипаж соглашается подождать опаздывающих пассажиров, особенно если это целая группа, — и это тоже задерживает вылет.
Вопросы компенсаций
В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В отношении виновных применяются разного рода меры дисциплинарного воздействия. Пассажирам же важно знать, что в случае задержки вылета по вине перевозчика у них есть право на компенсацию ущерба. Европейские авиакомпании, такие как AirFrance, Finnair, Alitalia, airBaltic, AirEuropa, Czech Airlines и так далее и турецкие (например, Onurair и AtlasGlobal) предоставляют компенсацию до 600 евро. Точный размер зависит от времени задержки и дальности перелёта. Российские авиакомпании также восполняют пассажирам издержки — 25% МРОТ за каждый час ожидания, но не свыше 50% цены билета. Все документы, имеющие отношение к рейсу, нужно тщательно сохранять и вести хронологию событий, если рейс задержали. Получить компенсацию в случае задержки чартерного рейса практически невозможно — туристические компании включают в договор пункт о том, что вылет может опоздать.
Существует специальное приложение AirHelp, которое даёт возможность авиапассажирам непосредственно в аэропорту проверить, полагается ли им за рейс финансовая компенсация. Оно бесплатно и доступно для скачивания в Google Play Store и App Store. После того, как AirHelp будет установлено на гаджет, пассажиру остаётся лишь отсканировать посадочный талон с помощью встроенного в приложение приспособления.
Помимо денежной компенсации, по приказу Минтранса России № 82 от 28.06.2007 г. все авиаперевозчики в случае задержки авиарейсов обеспечивают вылетающим напитки при задержке рейса до 2 часов или горячее питание, если вылет откладывается на срок более 4 часов. При задержке более 6 часов ночью и более 8 часов днём пассажиров обязаны разместить в отеле. Помимо этого, гарантировано посещение комнаты матери и ребенка пассажиру с малышом до 7 лет — независимо от времени задержки. У клиентов авиакомпании также есть право на два бесплатных звонка или два электронных сообщения при задержке рейса более 2 часов. Хранение багажа также становится на всё это время обязанностью авиаперевозчика. Все услуги предоставляются бесплатно.
Олег Смирнов, Ространснадзор, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета:
Самая главная причина задержек — метеоусловия. Это тотальная причина, по которой задерживаются рейсы во всём мире. Туман с нулевой видимостью — полёты прекращаются. Полоса обледенела — полётов нет. На втором месте — техническая неисправность и отсутствие резервных самолётов. Предположим, воздушное судно авиакомпании сломалось. Это техническое изделие, начинённое электроникой, и ломается оно точно так же, как телевизоры, холодильники и стиральные машины. И если дефект обнаружен, а запасного борта нет, то идёт задержка рейса — лететь не на чем. На третьем месте — неявка пассажира на рейс. По правилам в такой ситуации авиакомпания обязана найти его багаж и снять его. А если чемоданов 300, то поиски могут занять ощутимое количество времени. Ещё одна из причин задержки рейсов — введение по этой трассе особого режима. Например, когда во Внуково вылетают первые лица государства, то аэропорт закрывается и вылеты откладываются. Но это случается значительно реже, чем задержки рейсов по причинам, перечисленным выше. В таких случаях пассажиру полагается компенсация — за каждый задержанный час полёта. Службы авиакомпании обязаны предоставить питание, стаканчик винца могут налить, чтобы веселее было дожидаться полёта. Если пассажир был размещён в гостинице или отправлен другим рейсом, то считается, что он добровольно пошёл на соглашение с авиакомпанией, и в этом случае уже нельзя говорить о денежной компенсации за отложенный рейс. Но в любом случае авиакомпания несёт ответственность за задержку рейса.
Александр Романов, бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полётов:
Тема технической неисправности самолёта, которая может стать причиной задержки рейса, практически необъятная. В гражданской авиации существует «Список минимальных неисправностей». В базовых аэропортах ограничения по техническому состоянию самолёта очень большие — из такого аэропорта он должен вылетать полностью исправным. Если рейс совершается не с базового аэропорта, то тогда при обнаружении неполадок экипаж самолёта и инженерные службы руководствуются упомянутым списком минимальных неисправностей — судно может взлететь только тогда, когда обнаруженная мелкая неисправность входит в официальный перечень. При прибытии в аэропорт экипаж самолёта заполняет бортовой журнал. Если за время полёта были обнаружены какие-то неисправности, то запись о них обязательно вносится. Приходят инженерные службы, которые в короткое время исправляют обнаруженные дефекты. Если быстро исправить не удается, то объявляется задержка рейса. Запись в бортовом журнале никто не может игнорировать, и следующий экипаж уже по факту действий инженерной службы принимает решение о возможности выполнения рейса. На мой взгляд, среди всех причин, по которым в аэропортах объявляются задержки рейсов, технические неисправности самолёта занимают примерно 50%. Экипажи у нас обученные, но эти люди — не самоубийцы. На что-то незначительное из списка минимальных неисправностей они могут закрыть глаза, но в остальном — подход принципиальный.