Розничная продажа почти всей алкогольной продукции в прошлом году заметно сократилась. Об этом СМИ сообщили в Национальном союзе защиты прав потребителей. По данным ведомства, больше всего это ударило по ликёрам, чья крепость не превышает 25 градусов. Продажи таких напитков снизились на 43,4% — до 2,551 млн декалитров (дал).

В то же время крепкие ликёры в 2017-м раскупали на 26% хуже, чем годом ранее, а интерес к коньяку упал на 1,1%.

Также, согласно данным союза, в России стало гораздо меньше гусаров и аристократов — продажи шампанских и игристых вин рухнули на 27,3%, достигнув 15,988 млн дал. На 7% упал спрос на виноградные вина. Только 47,4 млн дал этого напитка удалось продать в прошлом году.

Но и это ещё не всё. В 2017 году даже водка, ставшая традиционным русским напитком, не так интересовала покупателей. Продажи «пшеничной» сократились на 16,6% — до 67,5 млн дал. Как объяснить упавший спрос на этот и другие напитки?

Объяснение эксперта

В беседе с корреспондентом News.ru директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «Цифра» Вадим Дробиз пояснил ситуацию. По словам эксперта, эти цифры неверны и никакого снижения спроса нет.

«Раньше учётом занимался Росстат, который делал расчёты по рынку в целом, не уделяя внимания каждой единице продукции. Но Росстат пытался включать в доклад данные сельских и городских местностей», — рассказал Вадим Дробиз, который полагает, что у Росстата не было точной методики расчёта. И говорить о верных результатах в данном случае не стоит.

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Напомним, что теперь учёт алкогольной продукции передали системе ЕГАИС (это единая государственная автоматизированная информсистема, которую создали, чтобы контролировать объём производства и оборот этилового спирта, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции. — Ред.).

Как пояснил Вадим Дробиз, система ЕГАИС в первом полугодии 2017-го не учитывала данные сельской местности, а со второго там стали учитывать эти цифры. Поэтому «потеря» по водке составила больше 16%. Это как раз и есть те неучтённые данные.

Как сообщалось ранее, работники общепита, магазинов, а также других организаций, которые в розницу продают алкогольную продукцию, с 1 января 2016 года обязаны вносить информацию о покупке напитков в ЕГАИС. При этом жителям сельской местности присоединиться к системе можно было с 1 июля 2016 года.

Поднять налоги

Итак, с 1 января 2017-го весь учёт алкогольной продукции находится в системе ЕГАИС. Сравнивать спрос в этом секторе можно будет уже в конце 2018-го. Когда сведения за оба года будут в системе.

Кроме того, по словам директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «Цифра», нужно принять во внимание и другой момент. По данным аналитика, в прошлом году сбор акцизов с крепкого алкоголя вырос примерно на 15%, тогда как ставка по акцизам — только на 5%. «В целом же сбор акцизов вырос ориентировочно на 12%», — уточнил Вадим Дробиз.

«Учитывая все эти факты, продажи алкоголя не только не упали, но и выросли», — резюмирует эксперт.

По данным экспертов Euromonitor, которые в 2016-м составили рейтинг самых пьющих стран, россияне занимали «почётное» третье место. Стали они пить меньше в 2017-м, и что будет в текущем году? Покажет время. И новая система учёта.