Зигзаги истории. Мемориальная доска на доме в Козицком переулке, где Солженицын перед своей депортацией был арестован, открыта недалеко от тех стен на Тверской — Горького, на которых сорок лет назад под стеклом висели афишки с танцующей канкан «мадам СоЛЖЕ». Чья личность подразумевалась авторами карикатуры, догадаться несложно.
Однако и сейчас некие активисты из рядов малоизвестного «Революционного комсомола» грозят профанировать всё, что связано с памятью писателя. Для них он остаётся «литературным власовцем», как и постановил Союз советских писателей в далёких семидесятых.
Да, Солженицын — фигура крайне непростая и противоречивая. Но масштабная. А потому каждый может найти в его жизни и творчестве всё, что доказывает ту или иную точку зрения на его личность и наследие. Но, видимо, горячие «леваки» исходят в своих оценках исключительно из протоколов времён дорогого Леонида Ильича.
Помнят ли они, к примеру, что Солженицын имел мужество жёстко отказаться от предложенного ему командой Ельцина высшего ордена страны — ордена Андрея Первозванного? Не смог Александр Исаевич принять такую награду от режима, который, по его мнению, только разрушал страну. И не он ли первым в хаосе девяностых заговорил о необходимости сбережения народа? Когда демографические проблемы казались такой мелочью на фоне такого успешного вливания (или имплантирования) в семью цивилизованных народов.
Да, самому Солженицыну приходилось пересматривать свои взгляды и даже переписывать концовки своих произведений. Так было, например, с «Кругом первым», герой которого, преуспевающий дипломат, идёт на контакт с американским посольством, дабы предотвратить попадание в руки сталинской системы атомных секретов. Позже, как вспоминала Наталия Солженицына, писатель сам каялся, говоря, что без атомного оружия Россию бы растоптали, и написал вариант, при котором речь шла о передаче советскому агенту некоего лекарства, способствовавшего продлению жизни Сталина и его окружения. Но ведь суть романа была в другом — в демонстрации бездушия режима.
Думаю, что далеко не все критики писателя помнят, что из далёкого Вермонта Солженицын призвал не путать русский народ и коммунизм, назвав его самой первой жертвой режима. Да и под его статьями о необходимости построения демократии снизу с использованием опыта земства сейчас подписались бы и либералы, и разумные коммунисты. И левые, и правые.
Беда, что, как всегда у нас, писателя успели залить приторным елеем, превратить в икону, окаменевшего классика. А такой подход зачастую и приводит к поляризации мнений и оценок. И очень не хочется, чтобы его будущий музей стал парадным. А проектируемый памятник — слишком монументальным.