В этом году Китай впервые попал в двадцатку самых инновационных стран, заняв 17-е место в рейтинге Глобального индекса инноваций (GII). Список возглавила Швейцария, за которой следуют Нидерланды и Швеция, а первая неевропейская страна в этом перечне, Сингапур, занимает пятую строчку. Россия — 46-я (в 2017 году была 45-й). Она уступает, в частности, Эстонии (23), Литве (40) и Украине, поднявшейся за год на семь позиций — с 50-го на 43-е место.
Глобальный индекс инноваций был разработан с целью оказания помощи компетентным органам в принятии решений по развитию инновационной активности. Он составляется ежегодно с 2007 года при участии Международной школы бизнеса INSEAD, Корнеллского университета (США) и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). При его расчёте учитываются 80 различных показателей 128 стран, оценивается не только научная, но и политическая и экономическая составляющая успеха. В том числе — качество законодательства, отсутствие (или наличие) препятствий для ведения бизнеса, уровень коррупции и прочие факторы, напрямую не связанные с наукой и технологиями.
По словам профессора Корнеллского университета, эксперта ВОИС Сумитры Дутта, помимо Китая, к вершинам рейтинга сегодня рвётся целый ряд развивающихся стран, «наводящих шорох в мире инноваций» — Малайзия, Индия, Иран, Мексика, Таиланд и Вьетнам.
Рывок Поднебесной
В отличие от России, Китай движется вверх по ступеням рейтинга, причём быстро: 2016 году он занимал 25-е место, в 2017-м — 22-е. У страны огромный рынок, большие инвестиции и успешные стартапы. К примеру, Поднебесная лидирует в космической энергетике и может стать первой страной в мире, построившей солнечную электростанцию на орбите. Благодаря политике господдержки и высоким зарплатам, в КНР перебирается всё больше талантливых людей из США и Европы. В других же случаях китайские технологические компании просто приобретают зарубежных конкурентов. В Китае, где ещё относительно недавно никто не пользовался кредитными картами, сейчас все покупки оплачиваются при помощи смартфона. Согласно исследованию IResearch, рынок мобильных платежей в стране превзошёл аналогичный американский в 50 раз. И, пожалуй, главное: дух предпринимательства в Китае охватил практически все сферы жизни.
Низкие позиции России обусловлены, прежде всего, отсутствием соответствующего законодательства и традиций его корректного применения. Сказывается и чрезвычайно высокая, в сравнении с показателями большинства стран, энергоёмкость российской экономики. Впрочем, РФ входит в тридцатку лидеров по качеству школьного и университетского образования, количеству патентов, уровню развития IT-сектора. Кое в чём российская экономика вполне конкурентоспособна, несмотря на свою сильную дифференцированность. Немало отечественных ноу-хау, зачастую от малоизвестных небольших компаний и даже отдельных умельцев, находят высокий спрос на мировом рынке. Российские программисты считаются одними из лучших на планете.
Препятствия для развития в РФ
Но проблем и препятствий для развития инноваций всё же больше. Первая и наиболее важная — нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки. Инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий. Немногие хотят рисковать, поскольку, по статистике, лишь 1-3% инновационных проектов оказываются в итоге прибыльными, хотя имеют доходность значительно большую, чем от других видов деятельности. Кроме того, эти проекты чрезвычайно затратны и рассчитаны на длительный — 5-7 лет — период развития. Таким образом, с точки зрения российского инвестора, они бесперспективны. Хотя и определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают имидж технологически развитого государства.
Другая ключевая проблема — недостаточное финансирование науки государством. В России по-прежнему в ходу устаревшая модель, не приносящая результатов из-за секретности большинства открытий. Как и во времена СССР, средства уходят в основном в оборонную сферу, в авиационную и космическую промышленность. Инновационно развитые страны, такие как Япония, США, тот же Китай тратят на науку в разы больше, чем Россия. Наконец, сами учёные, инженеры, аспиранты и другие научные сотрудники не желают осуществлять исследовательскую деятельность в РФ. Со средней заработной платой в 40-45 тыс. рублей, они не имеют стимулов разрабатывать новые технологии, искать пути их внедрения в бизнес. Куда логичнее найти работу за границей, где им будут платить в два-три раза больше.
Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:
Россия в рейтинге GII традиционно присутствует, но только, в отличие от Китая, занимает более низкие строчки. Позиции распределяются по ряду критериев, где у России, если сопоставлять с аналогами не только на Западе, но даже с Китаем и Индией, успехи пока не самые большие. Место той или иной страны зависит от количества зарегистрированных в ней патентов на изобретения, международного престижа дипломов её ведущих университетов, расходов на образование и науку и т.д. И здесь РФ даже в сравнении с некоторыми другими развивающимися странами выглядит слабо. Проблема в том, что экономическая модель последних 20-ти лет была ориентирована преимущественно на добычу и экспорт сырья, валютная выручка от которых уходила на импорт современной техники и технологий, преимущественно из развитых государств Запада. Собственную инновационную и технологическую сферу теперь развить будет достаточно непросто, но хороший научно-технический потенциал у России есть. Важно только поддержать инновационные отрасли прямыми инвестициями, перспективные стартапы — грантами от государства или госкомпаний. В принципе, уже сегодня у России есть престижные IT-бренды, являющиеся вполне конкурентоспособными за рубежом — «Лаборатория Касперского», InfoWatch, AABBY, Luxsoft и т.д.