28 марта 2018 в 18:30

Разрыв газовых отношений

Переговоры о расторжении контрактов «Газпрома» и «Нафтогаза» начались, очередной раунд — в апреле

Фото: gazprom.ru/press

Угрозы «Газпрома» разорвать все отношения с украинским «Нафтогазом» начали воплощаться в жизнь. Накануне зампред правления российского газового холдинга Александр Медведев подтвердил, что первый раунд переговоров о расторжении контрактов на поставку и транзит газа уже состоялся. О его результатах пока ничего точно не известно, а вот следующий раунд стороны договорились провести в апреле.

Кроме того, по словам Медведева, «Газпром» вновь уведомил своего украинского партнёра, что будет оспаривать решение Стокгольмского арбитража по транзитному контракту. Апелляция по этому делу будет подана до конца марта.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Danil Shamkin

Поводом для полного разрыва газовых отношений стало решение Стокгольмского арбитража от 28 февраля, предписывающее «Газпрому» заплатить украинской компании $4,63 млрд за недопоставку газа по транзитному договору. С учётом долга «Нафтогаза» за поставленный газ сумма выплат должна составить $2,56 млрд. Российский газовый монополист не согласился с постановлением суда и принял решение в срочном порядке начать процедуру расторжения всех контрактов с «Нафтогазом». «Газпром» также вернул предоплату украинского контрагента за мартовские поставки.

Комментируя данное решение, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что расторжение необходимо, чтобы избежать будущих штрафов, поскольку «Нафтогаз» ранее заявил о намерении до окончания срока действия контракта (31 декабря 2019 года) взыскать с российской стороны ещё несколько миллиардов.

Риски для Европы

Между тем официальная Европа обеспокоена, что полный разрыв отношений российских и украинских газовиков может нести риски для европейских потребителей. В связи с этим Еврокомиссия призвала стороны урегулировать конфликт. В ответ глава «Газпрома» уверил, что при отсутствии несанкционированного отбора со стороны Украины никаких рисков для транзита нет.

Сергей Куприянов Сергей Куприянов Фото: gazprom.ru/press

В свою очередь официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов подтвердил, что компания в ближайшее время не собирается прекращать транзит российского газа через Украину.

Тем более что сама процедура расторжения займёт не менее года. Эксперты при этом не исключают, что резкие заявления «Газпрома» о разрыве отношений могут быть просто неким рычагом, чтобы заставить украинскую сторону пойти на мировую.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что риски для транзита российского газа в Европу существуют «сами по себе, как следствие политики украинских властей и дефицита инвестиций в поддержание украинской ГТС». Расторжение контрактов в данном случае — это юридическая процедура, необходимая для защиты интересов «Газпрома», как поставщика газа и покупателя услуг по транзиту.

По мнению эксперта, решение проблемы может быть достигнуто или в рамках арбитража, или параллельно ему, причём возможно заключение новых контрактов либо модификация действующих.

«Для этого украинская сторона должна быть готова вести конструктивные переговоры и выполнять взятые на себя обязательства. По своей воле они сейчас к этому не способны, но их могут принудить европейские патроны, которые хотят, чтобы транзит продолжил своё существование, а риски его прерывания были минимизированы, — говорит Гривач. — Российская сторона на всех уровнях уже заявила о готовности к таким переговорам и сохранению украинского транзита на экономически обоснованных условиях».

Таким образом, российско-украинские газовые отношения вполне могут быть возобновлены в новом формате. Правда, для этого, как ранее заявил глава «Газпрома» Миллер, «Украина должна доказать экономическую целесообразность продолжения транзита».

Пресс-конференция Министра энергетики РФ Александра Новака и Алексея Миллера по вопросам поставки газа на Украину Пресс-конференция Министра энергетики РФ Александра Новака и Алексея Миллера по вопросам поставки газа на Украину Фото: gazprom.ru/press

Истоки проблемы и несправедливое решение

Действующий контракт на поставку газа на Украину был подписан ещё в 2009 году и должен был действовать до конца 2019 года. Согласно документу, ежегодный объём поставок по схеме «бери или плати» должен был составлять 52 млрд кубометров. Однако с 2012 года «Нафтогаз» перестал полностью выбирать законтрактованный объём, а с ноября 2015 года Украина и вовсе перестала покупать российский газ, прибегнув к реверсным поставкам из Европы.

В 2014 году российская и украинская компании подали встречные иски в Стокгольмский арбитраж, которые в дальнейшем стали обрастать всё новыми требованиями и были объединены в одно дело.

Украина хотела взыскать с «Газпрома» якобы имевшую место переплату за газ, возникшую из-за отмены скидок и «несправедливо высоких» тарифов, а также обвиняла российскую компанию в том, что она поставляла меньше газа через транзитную систему Украины, чем было заявлено в контракте. В свою очередь «Газпром» требовал погашения задолженности за уже поставленный газ, компенсацию за невыбранный с 2012 года объём и пени за просрочку оплаты. Общая сумма по иску «Газпрома» достигла $37 млрд, а по иску «Нафтогаза» — $27 млрд.

В итоге арбитраж снизил обязательные годовые закупки по принципу «бери или плати» до 4 млрд кубометров с 52 млрд, в связи с чем украинская компания должна была выплатить «Газпрому» всего $2 млрд вместо $37 млрд. При этом «Газпром» обязали выплатить $4,63 млрд за недостаточное заполнение украинской транзитной трубы.

Таким образом, в условиях нарастающего давления Запада на Россию Стокгольм в целом решил дело в пользу «Нафтогаза», мотивировав это критическим состоянием экономики Украины, что, согласно юридическим нормам, не может являться оправданием нарушения контракта.

«Газпром» продолжит судиться

Недовольный приговором Стокгольмского арбитража, российский концерн активно оспаривает его решения. Так, в Апелляционный суд округа Свеа (Швеция) 21 марта было подано ходатайство о частичной отмене решения Стокгольмского арбитража по поставкам газа. До конца марта планируется подача апелляции и на решение по транзиту.

Адвокаты «Газпрома» считают, что стокгольмские арбитры при вынесении окончательных решений «превысили свои полномочия», допустив при этом ряд «серьёзных процессуальных ошибок». Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что стокгольмский арбитраж руководствовался двойными стандартами, в связи с чем принял «асимметричные решения по контрактам на поставку и транзит газа», что существенно нарушило баланс интересов сторон.

Европе нужно больше газа... в обход Украины. Америка — против.

Фото: Nord Stream 2/Aксель Шмидт

Тем временем европейцы, заинтересованные в бесперебойных поставках газа, продолжают, несмотря на препоны со стороны США, понемногу двигаться к реализации проекта «Северный поток — 2». Во вторник компания Nord Stream 2 сообщила о получении всех необходимых разрешений от соответствующих ведомств Германии на строительство нового газопровода.

В рамках «Северного потока — 2» планируется построить две нитки газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год. Новый трубопровод будет проложен рядом с уже действующим «Северным потоком» от побережья России через Балтийское море до Германии.

Получение разрешения от Германии — это ещё не окончательное решение вопроса. Необходимо также получить одобрение от регуляторов Финляндии, Швеции и Дании, вдоль берегов которых по дну моря потянутся трубы. Наблюдатели уверены, что США, заинтересованные в захвате европейского топливного рынка, продолжат активно вставлять палки в колёса российско-европейскому газовому проекту.

Американцы мотивируют своё противодействие «Северному потоку — 2» угрозой энергобезопасности Европы — мол, Россия получит дополнительные рычаги для давления на страны Старого Света. Госдеп даже пообещал введение санкций США против европейских компаний, которые будут сотрудничать при строительстве российских экспортных трубопроводов. Однако эксперты уверены, что новая инфраструктура равно или поздно войдет в строй, так как она очень выгодна европейцам: российский газ значительно дешевле американского сжиженного газа (СПГ).

«Выдача разрешений германскими регуляторами — это позитивный сигнал, — уверен Алексей Гривач из ФНЭБ. — Он свидетельствует о том, что Европа не хочет уступать давлению со стороны США и будет отстаивать интересы своей экономики и своих потребителей. А они в данном случае совпадают с интересами России как крупнейшего поставщика газа на европейский рынок. Однако противодействие в этом вопросе, очевидно, продолжится. И методы будут применяться самые изощрённые».

Александр Соболев
А. Соболев