Печально известная авиакомпания «Саратовские авиалинии» отменила все рейсы, Росавиация аннулировала сертификат авиаперевозчика. Одной из причин такого решения стало повышение авиакомпанией максимальной продолжительности полётной смены и допуск пилотов к полётам без медосмотра.

С 30 мая по 13 июня рейсы «Саратовских авиалиний» выполняют компании-дублёры. Это «Аэрофлот», «Сибирь», «Уральские авиалинии», Utair, «ЮВТ Аэро», «РусЛайн», NordStar, «Северный ветер», «Якутия», «Ямал», Red Wings и «Нордавиа». Получается, что в этом случае интересы пассажиров не пострадают.

К сожалению, ситуации, когда авиакомпания закрывается, в наши дни не редкость. Осенью прошлого года стало известно о том, что британская авиакомпания Monarch объявила о своём банкротстве. В итоге около 110 тысяч её клиентов, находясь в это время в других странах, не могли вернуться домой. Компания аннулировала примерно 300 тысяч забронированных билетов. Для возвращения британских пассажиров правительство страны отправило более 30 самолётов.

Также прошлой осенью пострадали и россияне, которые приобрели авиабилеты у «ВИМ-Авиа». Этот перевозчик испытывал финансовые сложности, в результате которых рейсы часто задерживали. А в конце сентября в турецком городе Анталья был задержан вылет сразу пяти рейсов этой авиакомпании. Некоторым туристам приходилось оставаться в аэропорту около суток. Тогда по вине компании всего пострадали около трёх тысяч человек. При этом, как подчёркивали в Следственном комитете, «ВИМ-Авиа» продавала билеты, зная, что перелёты не состоятся.

Аналогичный случай произошёл и в 2015 году, когда о банкротстве объявила крупнейшая российская компания «Трансаэро». Её клиенты никак не могли получить деньги за несостоявшиеся перелёты. «Трансаэро» являлась второй в стране по годовому пассажирообороту авиакомпанией, уступая лишь «Аэрофлоту».

Нет никаких гарантий, что такие проблемы впредь не коснутся клиентов авиакомпаний. Какую же тактику лучше выбрать, если перевозчик, которым вы планировали лететь, закрывается? News.ru задал этот вопрос юристам и на основе их ответов составил алгоритм действий.

Итак, сначала нужно выяснить, не планирует ли компания возместить ущерб или поменять билеты на другие рейсы. Как отметила юрист коллегии адвокатов «Юков и партнёры» Екатерина Баглаева, как правило, перевозчики решают такие вопросы, не прибегая к судебным разбирательствам.

Подготовка бортпроводников в «Авиационной школе Аэрофлота» в ШереметьевоФото: АГН «Москва»/Сергей КиселевПодготовка бортпроводников в «Авиационной школе "Аэрофлота"» в Шереметьево

Узнайте, почему рейс отменили. Руководство компании обязано объяснить причину и предложить альтернативные перелёты. Если рейс отменили более чем за 14 дней до вылета, то можно вместо билетов на другой самолёт получить полный возврат денег. Об этом напоминает ведущий юрист «Центра Правосудия» Максим Кошелев.

Подготовьте документы, чтобы вам вернули деньги. Составляется заявление на имя руководства авиакомпании, к нему нужно приложить авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета. «Подтверждением может служить и справка, заверенная представителем компании или аэропорта», — добавляет Максим Кошелев. По его словам, если такую справку получить не удалось, то можно приложить копии билетов и посадочных талонов.

Фото: АГН «Москва»/Игорь Иванко

Докажите, что вы потратили лишние деньги. Например, это может быть бронь в гостинице, которую нельзя отменить, или ваучеры на экскурсию, а также медицинские справки и приглашения. Документы должны доказать, что у вашей поездки была чёткая цель: свадьба друга, футбольный матч или концерт, медицинское обследование и т. д. По закону «О защите прав потребителей», всё это является основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, отмечает ведущий юрист «Центра Правосудия».

Если компания в течение 30 дней отказывается компенсировать ваши расходы, то можно обратиться в суд. И тут нужно собрать максимальный пакет документов, чтобы не возникло никаких сомнений в том, что отмена рейса нанесла вам моральный и финансовый ущерб. Кроме того, нужно добавить туда письменную претензию к перевозчику и его ответ, если он был.

Практика показывает, что крупные авиакомпании стараются решить разногласия с клиентами мирным путём. Они часто предлагают билеты на другие рейсы или стараются вернуть деньги за перелёт, который так и не состоялся.

В любом случае, если рейс отменили, нужно спокойно собрать документы, доказывающие, что вы за этот полёт заплатили, и ждать, какие альтернативы предложит перевозчик.