Искусственный интеллект способен заменить большую часть работников банка, занятых сегодня рутинными операциями. Об этом заявил глава Сбербанка Герман Греф, выступая на очередной международной конференции Sberbank Data Science Day — мероприятию, где специалисты делятся знаниями по машинному обучению анализу данных и искусственному интеллекту. Именно за искусственным интеллектом будущее — в этой оценке с Германом Грефом согласны и футурологи.
От заявлений — к решениям
На форуме в Давосе в 2017 году Греф рассказал, что к 2025 году число сотрудников Сбербанка может уменьшиться на половину из-за ухода услуг в цифровую сферу. Сегодня глава банка уже смог рассказать о первых результатах экспансии искусственного интеллекта (ИИ).
«Мы очень много и достаточно давно применяем искусственный интеллект. Мы радикально сокращаем людей, выполняющих какие-то очень простые операции», — сказал Греф.
По его словам, на смену менеджерам Сбербанка пришла «Интеллектуальная система управления», базирующаяся на самообучающемся ИИ. При этом в организации прошли сокращения, главным образом, среди менеджеров среднего звена.
«Допустим, на среднем уровне мы сократили примерно 70% менеджеров», — сообщил он. Герман Греф особо подчеркнул, что большая часть людей не была уволена, а прошла переподготовку и трудится там же, в Сбербанке, но на других позициях.
Опыт ВТБ
Не один лишь Сбербанк внедряет ИИ в своей работе. В июле 2018 года банк ВТБ стал тестировать робота-коллектора. Его задачей была работа с просроченной задолженностью физических лиц на ранних стадиях. Зампред правления банка Анатолий Печатников, комментируя деятельность «нового работника», отметил, что робот более эффективен при взыскании долгов, чем сотрудники банка. При этом затраты на его содержание существенно ниже. «Робот всегда в хорошем настроении, не подвержен эмоциональным потрясениям, которые могут влиять на качество работы. Плюс он всегда выполняет стандарты качества», — приводило слова Печатникова агентство РБК.
Перспективы ИИ
Вклад ИИ в мировой ВВП в ближайшие 12 лет вырастет в 16 раз, достигнув $16 трлн, считает Греф.
«Экспансия искусственного интеллекта в последующие годы, скорее всего, будет только увеличиваться. По прогнозам ряда компаний, если сегодня вклад [искусственного интеллекта] в мировой ВВП [составляет] $1 трлн, то мы видим, что по прогнозу консалтинговых компаний эта цифра вырастет в 16 раз в течение ближайших 12 лет, до 2030 года», — отметил глава Сбербанка, и добавил, что сегодня ИИ — это сфера, которой занимаются все.
Александр Кононов, футуролог, старший научный сотрудник Института системного анализа РАН:
Греф, очевидно, знает, что говорит. Это та тенденция, которая давно наметилась и которую мы скоро станем встречать намного чаще в банках. Особенно потому, что сейчас всё острее встаёт проблема безопасности. Банки всё больше будут уходить в сферу безопасности платежей, безопасности платёжной системы в целом и так далее. И это будет работа для тех, кто способен выполнять более интеллектуальную, более продвинутую работу. А ту работу, которую сейчас в банках выполняют консультанты, например, её вполне можно будет передать искусственному интеллекту.
Уже сейчас роботизированные комплексы дают рекомендации, ведут беседы по самым важным вопросам. Я уж не говорю о том, что все скоринговые системы в банках сегодня работают автоматически. Скоринг, я напомню, — это система определения кредитоспособности клиента банка на основе статистических данных. Приходит человек в банк за кредитом, и нужно определить, можно ему давать кредит или нет. Скоринг — это подсчёт баллов. Если человек набирает нужное число баллов, то ему дают кредит на определённых условиях; если не набирает, то могут предложить кредит на более жёстких условиях, и тогда клиент будет думать — нужен ему такой кредит или нет. Сейчас всё чаще принятие таких решений передается искусственному интеллекту. С человеком, работающим в банке, можно как-то договариваться, и даже есть французская комедия, где эта тема обыгрывается. С применением же ИИ все эти моменты убираются. ИИ более объективен, и можно ожидать, что это укрепит систему выдачи банковских кредитов. Потому что одно дело физические лица, но ведь дело может касаться компаний, получающих крупные кредиты. Здесь ещё высока вероятность предложения взятки сотруднику банка, отката и тому подобных вещей. А если этим будет заниматься ИИ, то всё будет абсолютно чисто. Если ИИ начнёт ещё анализировать большие данные, производить сбор сведений из разных источников и углубляться туда, то выдача кредитов будет ещё более качественной. ИИ в банковской системе позволит сделать всю банковскую систему более устойчивой, более эффективной, поможет избежать рисков на фондовых рынках, избегать пузырей. Так что то, о чём говорит Греф — это правильно.
Количество задач, которые следует решать банкам, особенно в сфере безопасности, растёт день ото дня и требует участия в процессах большого числа людей. Задачи, которые разработаны Банком России по части безопасности — их так просто не выполнишь, нужны кадры, кадры и ещё раз кадры. А их нет. Сейчас, чтобы выполнить стандартные требования Банка России по безопасности, штат банка должен быть в несколько раз больше. Вот куда должны идти освобождающиеся кадры. И обеспечивать безопасность ИИ, потому что не все проблемы безопасности можно отдать ИИ, и более того: сам ИИ сегодня нуждается в защите.