Властям РФ, похоже, как-то удалось договориться с американцами и сохранить на плаву отечественную алюминиевую отрасль, представленную компанией РУСАЛ. Выходит, не зря министр финансов Антон Силуанов летал в Вашингтон, где его принимал коллега Стивен Мнучин, главный идеолог антироссийских санкций. Вероятно, именно тогда грозному американскому Минфину была обещана жертва в лице Олега Дерипаски, который в итоге был вынужден дать согласие на утрату контроля над РУСАЛом.

Встреча Силуанова и Мнучина состоялась 20 апреля, а уже 23 апреля глава Минфина США заявил, что РУСАЛ обратился с просьбой исключить его из санкционного списка. В американском финансовом ведомстве пояснили, что условием снятия санкций является отказ Дерипаски от контроля над компанией.

Ходатайство РУСАЛа будет рассмотрено до конца октября. Пока же власти США разрешили компании вести бизнес с фирмами и гражданами США до 23 октября 2018 года (ранее крайним сроком называлось 5 июня). Комментируя данное послабление, Мнучин подчеркнул, что российская компания пострадала исключительно из-за «связи с Дерипаской», тогда как «доброе» американское правительство вовсе не хотело «наносить ущерб людям, выполняющим тяжёлую работу и зависящим от РУСАЛа и его дочерних компаний».

Уже тогда инвесторы поверили, что процесс, как говорится, пошёл, и российский алюминий не покинет мировой рынок. На этом фоне акции РУСАЛа подскочили на 20%, а цены на алюминий, напротив, упали на 10%. Дальше события развивались строго по сценарию: 26 апреля компания En+, через которую Дерипаска владеет РУСАЛом, также сообщила, что направила в Минфин США официальную просьбу о продлении срока сделок с ней до 31 октября 2018 года.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

И, наконец, в пятницу вечером стало известно, что Олег Дерипаска дал принципиальное согласие на сокращение своей доли в холдинге En+ ниже 50%. Также предприниматель согласился выйти из совета директоров En+ и поддержал предложение главы совета лорда Грегори Баркера о назначении новых независимых директоров.

Формальная утрата

Дерипаска владеет 66% долей в En+. В свою очередь, группе En+ принадлежит 48,13% акций РУСАЛа, который она контролирует через совет директоров по соглашению с другими основными акционерами — Sual Partners Виктора Вексельберга (26,5%) и швейцарской Glencore (8,75%). Таким образом, если Дерипаска снизит свою долю в En+ до 49%, технически контроль бизнесмена над РУСАЛом будет потерян, хотя сама En+ его сохранит.

Достаточно ли будет такой «формальной» утраты контроля, чтобы удовлетворить Минфин США, пока неясно. В самом ведомстве накануне заявили, что «сокращение доли лица, на которое распространяются санкции, не обязательно само по себе является основанием для исключения из санкционного списка». Представитель Минфина США подчеркнул, что управление по контролю за иностранными активами (OFAC) должно провести «тщательный анализ фактов и обстоятельств», прежде чем удовлетворить просьбы об удалении из списка. По сообщениям СМИ, представители РУСАЛа и En+ сейчас находятся в плотном контакте с OFAC.

Олег ДерипаскаФото: ТАСС/Артем КоротаевОлег Дерипаска
«Решение Дерипаски — это вполне логичный шаг, призванный обезопасить бизнес от дальнейшего давления и рисков национализации, — приводит РИА Новости слова аналитика „Открытие Брокер“ Андрея Кочеткова. — Снижение его доли ниже контрольного пакета позволит говорить о технической потере контроля, хотя де-факто он у него всё равно будет».

Снижая долю в En+, Дерипаска автоматически снижает долю в РУСАЛе, но это не означает, что бизнесмен обязательно потеряет контроль, так как могут быть произведены операции взаимного обмена пакетами в контролирующих структурах, чтобы де-юре сохранить за ним общее владение компанией, полагает аналитик.

Напомним, что в начале апреля Минфин США ввёл новые санкции против РФ, внеся в свой чёрный список (SDN-лист) ряд крупных российских бизнесменов и связанные с ними компании, в частности Дерипаску и подконтрольные ему En+ Group, «Группу ГАЗ», «Базовый элемент» и РУСАЛ. Добавление в список означает блокировку активов в США и запрет на любой бизнес с этими компаниями для американских граждан.

Последствия для компании и для рынков

Отступление Дерипаски из РУСАЛа едва ли сразу повлечёт изменение рыночной политики компании. А вот серьёзные изменения в руководстве уже грядут. Так, по сообщению Reuters, алюминиевая компания готовится коренным образом обновить совет директоров, чтобы убедить США снять санкции.

В частности, может быть назначен полностью независимый совет директоров, который сформирует новую команду менеджеров. Возможные изменения в руководстве компании сейчас обсуждаются с другими акционерами, в том числе с Виктором Вексельбергом, который также внесён в санкционный список США.

Многое будет зависеть и от того, кто станет покупателем 17-процентной доли Дерипаски в EN+. Это могут быть либо российские госбанки и госструктуры, которым санкции не страшны, либо крупный инвестор с хорошей международной репутацией. В частности, одним из кандидатов на покупку пакета эксперты называют швейцарского сырьевого трейдера Glencore.

Ранее глава Минпромторга РФ Денис Мантуров не исключил переход РУСАЛа под контроль государства или выкуп госбанком доли Олега Дерипаски. Национализацию компаний из санкционного списка допустил и вице-премьер Аркадий Дворкович, подчеркнув, что акционеры сами должны принять такое решение.

В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил сегодня, что Кремль не рассматривает вариант национализации РУСАЛа, так как не получал никаких сигналов от собственников компании о желании пойти по такому пути.

Акции вверх, алюминий — вниз

Смягчение позиции Минфина США по отношению к РУСАЛу сегодня поддерживает российский фондовый рынок, где наблюдается резкий подъём акций En+ (+13%) и в меньшей степени — бумаг РУСАЛа (+3%). В то же время, на мировых рынках продолжают снижаться цены на алюминий, резко выросшие в первые дни после объявления о санкциях против РУСАЛа. Кроме того, значительно упали акции американского алюминиевого гиганта Alcoa, который получил бы главный приз в случае полного закрытия для РУСАЛа американского рынка.

Кирилл Тремасов, директор аналитического департамента «Локо-Инвест»:

— Последние новости про РУСАЛ не просто важные, они заставляют вновь кардинально переосмыслить инвестиционные перспективы российских активов. РУСАЛ продолжит функционировать, сможет поставлять алюминий в США (как минимум до 23 октября, а, возможно, и вообще сохранит за собой долю американского рынка), а также в другие страны. В краткосрочном плане компания даже получит сверхприбыль из-за слабого рубля и высоких цен на металл.

Если до 23 октября Олег Дерипаска перестанет быть контролирующим акционером, Минфин США рассмотрит вопрос о снятии санкций с РУСАЛа, то есть высока вероятность, что и после этой даты с компанией ничего плохого не случится. При этом РУСАЛ продолжит обслуживать евробонды, технического дефолта по ним, скорее всего, не будет.

И самое важное — смягчение позиций США по РУСАЛу делает крайне маловероятным расширение SDN-листа в отношении других российских компаний (этим риском сейчас вообще можно пренебречь).

Как это ни парадоксально, но вся история с апрельскими санкциями может оказаться краткосрочным шоком, который очень скоро забудется. Главным риском виделась возможная жёсткая реакция российских властей, усиление антизападной риторики, движение в сторону дальнейшего изоляционизма и иранского варианта. Теперь вероятность таких катастрофических сценариев близится к нулю.

Более того, история с РУСАЛом может оказать крайне позитивное влияние на дальнейшую траекторию развития России, заставив власти сконцентрироваться на экономических вопросах, сократив внешнеполитическую активность.

Алексей Калачёв, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»:

— Сложно сказать, кто мог бы выкупить долю структур Олега Дерипаски в En+, если сделка будет носить рыночный характер. Для снижения участия до уровня ниже контрольного пакета придётся продать около 16% акций, что обойдётся покупателю в сумму около $1 млрд. Без привлечения кредита вряд ли кто-то будет готов выложить такую сумму. Но ведь формально контроль может быть передан и за символическую сумму в 1 доллар специальной созданной для этих целей компании, формально не связанной с Дерипаской.

Бессмысленно гадать, мы не представляем себе всех раскладов и того, какие варианты сейчас рассматриваются, в том числе в самых высоких кабинетах. В любом случае, мне кажется, Олег Дерипаска сохранит за собой операционный контроль за деятельностью En+ и РУСАЛа. Соблюдение формальных условий, объявленных представителем Минфина США, резко увеличивает вероятность того, что РУСАЛ будет исключён из санкционного списка. Вероятность не 100%, но уже ближе к 75%, так бы я оценил.

Исключение из списка будет означать снятие ограничений сделки с компанией, экспорт её продукции, финансовые операции. Это значит, компания сохранит контрагентов, свои экспортные возможности и источники сырья. Не придётся сокращать производство и работников на российских алюминиевых заводах.

Оценка состояния основного владельца РУСАЛа и En+ будет зависеть от того, как будет структурирована сделка по переуступке акций. В любом случае между оценкой состояния и реальными финансовыми возможностями большая разница. Но несколько позиций в рейтинге российских долларовых миллиардеров Олег Дерипаска наверняка потеряет.

Дмитрий Голубовский, аналитик «Калита-Финанс»:

Фото: NEWSWORLD17.RU

— Уход Дерипаски, если он состоится, безусловно, очень позитивно скажется на будущем компании. Во-первых, появятся перспективы снятия санкций, во-вторых, если в капитал войдёт государство либо сильный инвестор, повысится кредитное качество долгов компании.

Богдан Зварич, старший аналитик ИК «Фридом Финанс»:

— На мой взгляд, потеря Дерипаской контроля не окажет существенного влияния на деятельность EN+ и РУСАЛа. В компаниях налажены бизнес-процессы, и смена владельца вряд ли приведёт к изменениям в них. При этом повысятся шансы на снятие с компаний санкций. Пока неясно, какую часть акций Дерипаске придётся продать, а значит и нет понимания, кто бы мог претендовать на такой портфель. Здесь может быть достаточно широкий спектр крупных частных инвесторов и компаний.