Ограничения, которые ввёл Сбербанк на переводы денег по номеру телефона, могут быть связаны с некими техническими экспериментами по отношению к клиентам. Они могут не иметь экономического смысла, вопреки официальным заявлениям организации, считает финансовый аналитик Вячеслав Путиловский.

Ранее было объявлено, что клиенты Сбербанка лишатся возможности осуществлять перевод денег по номеру телефона на кредитные карты. Средства по упрощённому варианту можно будет отправлять только на дебетовые карты.

В кредитном учреждении нововведение объяснили заботой о клиентах: якобы переведённые по номеру телефона деньги случайно поступают на кредитную карту, а не на дебетовую, как планировалось отправителем, а обналичивание кредиток стоит денег (от 390 рублей или 3% от суммы за одну операцию).

«Если бы Сбербанк в самом деле был так озабочен благосостоянием получателей платежей, было бы логичнее просто снизить тарифы за снятие наличных с кредитных карт, чем ограничивать способы проведения операций по ним», — цитирует слова Путиловского «Ридус».

Кроме того, эксперт назвал странным перевод кем-либо собственных средств именно на кредитную, а не на дебетовую карту получателя — если только это не чья-то помощь её держателю в погашении кредита.

Подобное действительно возможно, но при открытии новой карты с привязкой к тому же самому номеру телефона. Тогда средства начинают поступать на последнюю «привязанную» карту, которая может оказаться кредитной. Однако в таком случае уместнее говорить о техническом регулировании ситуации, а не о запретительных мерах.

«Я вообще не исключаю, что реальные причины запрета на переводы на кредитки по номеру телефона не имеют какого-то экономического объяснения, а являются одним из „экспериментов“ руководства этого банка», — предположил специалист.

О том, что за решением Сбербанка может стоять вовсе не забота о клиентах, заявил и вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. По его мнению, это может являться попыткой отстоять свою «независимость» перед Центробанком, который решил запустить с января 2019 года общенациональную систему быстрых платежей, аналогичную той, что уже имеется в Сбербанке — возможность перевода денег по телефонным номерам клиентов.

«"Сбер" в самом деле раньше всех других банков страны выстроил систему идентификации своих вкладчиков, в которой каждому номеру карты соответствует номер мобильного телефона. <…> Руководство "Сбера" не горит желанием становиться в этот общий ряд и манипулирует своим доминирующим положением, учитывая, что примерно половина вкладов россиян хранится именно в этом банке», — предположил Олег Иванов.

Он отметил, что вопрос состоит в том, удастся ли Центробанку «уломать» Сбербанк вступить в систему быстрых платежей. По мнению аналитика, «„Сберу“ „влом“ допускать все прочие банки страны к системе идентификации клиентов по паре „карта — телефон“, которую СБ кропотливо выстраивал собственными силами».

Как ранее сообщал News.ru, Сбербанк опроверг данные о массовой блокировке счетов клиентов. Финансовая организация не согласилась с сообщениями о требованиях обосновать переводы от тысячи рублей.