19 июня 2018 в 16:42

Правительство прислушалось к Сечину

Кабмин рассматривает вопрос об оказании нефтяному сектору поддержки на 330 млрд рублей

Фото: РИА Новости/Саид Царнаев

Правительство, похоже, наконец-то решило прислушаться к призывам главы «Роснефти» Игоря Сечина по оказанию поддержки нефтяному сектору. Заводы, занятые переработкой чёрного золота, смогут получить 330 млрд рублей от государства.

Как сообщает РБК со ссылкой на источники, Министерство финансов приняло решение изменить законопроект о налоговом манёвре. Согласно новым планам, нефтеперерабатывающие заводы, находящиеся на расстоянии от экспортных рынков, получат особые преференции. В первую очередь речь идёт о таких регионах, как Поволжье, Урал и Сибирь.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин Глава «Роснефти» Игорь Сечин Фото: kremlin.ru

Сохраним статус-кво

Отмечается, что предприятия не только сохранят статус-кво во время налогового манёвра и станут обладателями возвратного акциза на нефть, но смогут рассчитывать на соответствующий повышающий коэффициент. Например, для заводов Приволжского округа он составит 1,1, Уральского — 1,2, Сибирского — 1,3.

Бюджет страны опустеет на 330 млрд рублей в течение шести лет — эти средства как раз пойдут на поддержку нефтеперерабатывающих предприятий, отмечает источник.

Нефтяное маневрирование

Напомним, что как таковой налоговый манёвр включает в себя рост НДПИ и пропорциональное обнуление пошлин на нефть в 2019–2024 годах. Таким образом, нефтянка потеряет бюджетные субсидии, но ряд заводов получат возвратный акциз. Иными словами — компенсацию. К ним относятся предприятия, занятые поставками на внутренний рынок бензина класса «Евро-5» и сырья для нефтехимии, а также НПЗ, чьи акционеры попали под санкции. Кроме того, учитываются и заводы, не успевшие закончить модернизацию.

Получается, что благодаря вводимым коэффициентам будут компенсированы в том числе и транспортные издержки заводов, расположенных далеко от экспортных рынков. Они менее конкурентоспособны, чем предприятия, базирующиеся, например, в морских портах. Прежде данную разницу пополняли благодаря таможенной субсидии, но стоит отметить, что её размер был одинаков для всех НПЗ. Зависела субсидия лишь от нефтяных цен.

Как отмечает аналитик Reuters Максим Назаров, компенсации смогут коснуться заводов «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Орскнефтеоргсинтеза», «Газпром нефти» и др.

Фото: facebook.com/ПАО «НК "Роснефть"»

Благодаря налоговому манёвру бюджет должен получить порядка 1,6 трлн рублей в 2019–2024 годах. Нагрузка легла бы на плечи потребителей нефтепродуктов, НПЗ, которые не смогут получить возвратный акциз, страны ЕАЭС, покупавшие чёрное золото без пошлин. Однако после соответствующих поправок данный показатель уменьшился на 100 млрд рублей.

Между тем данный законопроект ещё не утверждён кабмином, поэтому он может в итоге и поменяться.

Основным лоббистом льгот для нефтянки остаётся Игорь Сечин. Напомним, в 2017 году глава «Роснефти» выступил с предложением о введении возвратного акциза на нефть для поддержки НПЗ, после чего обращался с этим к кабмину и главе государства. С осени 2017 года правительство принялось обсуждать поддержку нефтепереработки, в том числе речь шла и о предоставлении возвратных акцизов на чёрное золото.

Ранее Минфин предполагал, что стимулы для переработки обойдутся в 37 млрд рублей, а налоговый манёвр может завершиться уже в 2020 году. Однако новый майский указ Владимира Путина всё поменял.

Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари»:

Мы позитивно оцениваем реформу для сектора — она стимулирует компании развивать переработку нефти, удлинять производственную цепочку и делать продукт с большей добавленной стоимостью. На текущий момент оценить последствия налогового манёвра для нефтяного сектора сложно. Для компаний, делающих упор на глубокую переработку нефти, это будет позитивом, для добывающих компаний — негативом. Пока до конца непонятны все параметры реформы, кроме того, размер выплат будет зависеть от динамики цен на нефть и курса рубля. На текущий момент неясно, по какой формуле будет рассчитываться компенсация компаниям — будет ли она зависеть от сложности переработки или макроэкономических показателей. В долгосрочной перспективе реформа может привести к увеличению налогового бремени для нефтяных компаний. Для нефтяников снова будет большим соблазном переложить это на плечи потребителей — увеличить цены на бензин.

Олег Богданов, главный аналитик «Телетрейд Групп»:

Фото: MOIKA78.RU

Решение государства выделять нефтяникам 330 млрд рублей можно рассматривать как определённую уступку нефтяному лобби, которое длительное время ведёт скрытую и открытую борьбу против налогового манёвра, предложенного ещё в 2015 году. Суть налогового манёвра заключается в обнулении экспортных пошлин и одновременном повышении НДПИ. Раньше интересы нефтяников в правительстве отстаивал Аркадий Дворкович, который курировал нефтяную отрасль. Теперь у них этой поддержки нет, а правительство, ссылаясь на необходимость выполнения майских указов президента, решило форсировать проведение налогового манёвра, который может дать до 1,6 трлн рублей дополнительных доходов в бюджет. Однако в нефтяной отрасли существует острая необходимость модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Именно это заставило Минфин России внести изменения в готовящийся законопроект о налоговом манёвре в нефтяной отрасли, введя льготы для НПЗ, расположенных далеко от экспортных рынков. Возвратный акциз позволит заводам возместить отсутствие субсидии при налоговом манёвре, а повышающийся коэффициент компенсирует транспортные издержки НПЗ.

Максим Ефремов, исполнительный директор ICBF:

Ранее «Роснефть» предпочитала приобретать НПЗ за границей. Сейчас же, когда технологическая отсталость отечественных заводов стала очевидной, назрела необходимость в модернизации. Остальные крупные нефтяники, например, «Газпром нефть», уже успели провести необходимые работы на своих НПЗ, так что речь идёт о преференциях по большей части именно в сторону «Роснефти». Конечно, развивать заводы, работающие на внутренний рынок, необходимо, особенно когда в стране как никогда актуальна тема дефицита бензина, но стоит ли проводить модернизацию за счёт бюджетных средств — большой вопрос. Тем не менее стоит порадоваться, что Минфин не поддержал инициативу перенести уплату акцизов на автозаправки: АЗС, особенно независимые, работают на пределе своих возможностей, и большинство из них попросту бы не пережили очередной рост налоговой нагрузки.

Владимир Рожанковский, эксперт «Международного финансового центра»:

Боюсь, что речь здесь идёт не о поддержке нефтяников (в том виде, в котором эти меры озвучены, включая логику поправочных коэффициентов), а о пожарных мерах по сдерживанию роста цен на бензин. Недаром же речь идёт о поддержке не нефтедобычи, а именно заводов. Ввиду продолжительного периода девальвации рубля и общеизвестного избыточного фискального обременения розничных операций с энергоносителями, у нас в стране создалась устойчивая негативная ситуация, при которой внутренний нефтяной бизнес балансирует на пороге рентабельности — вне зависимости от мировых цен на нефть, и нефтяным компаниям гораздо выгоднее экспортировать — как сырую нефть, так и, собственно, бензин. Как следствие, идёт постоянное сокращение конкурентного предложения на внутреннем рынке, что подстёгивает цены всё выше и выше. Для того чтобы прекратить тенденцию углубления дефицита качественных негазовых энергоносителей внутри страны, которая грозит неконтролируемым ростом цен на топливо (а он, в свою очередь, неминуемо приведёт к резкому ускорению розничной инфляции, т.к. в стоимости любого товара или услуги заложена составляющая расходов на их транспортировку до покупателя), правительство данными мерами пытается в ручном режиме повысить рентабельность внутренних операций для нефтеперерабатывающих заводов, находящихся вдали от экспортных терминалов. Также важно отметить, что планируется выделять 330 млрд рублей не единомоментно, а в течение шести лет.

Михаил Измайлов
М. Измайлов