Выступая с докладом в Госдуме, глава Счётной палаты Алексей Кудрин в очередной раз затронул тему бедности и прожиточного минимума в стране. Экономист озвучил официальную статистику за 2017 год: 19,3 миллиона человек имеют доход ниже прожиточного минимума. При этом происходит падение реальных доходов населения. В 2017 году они сократились на 1,7% ВВП, а за последние четыре года общее снижение реальных доходов населения составило 11%. News.ru поинтересовался у экономистов, почему статистика по уровню бедности в стране остаётся такой печальной и какие шаги предпринимаются, чтобы исправить ситуацию с нищетой.
Сергей Хестанов, доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС, советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер»:
Сама по себе цифра, которую озвучил Алексей Кудрин, никакого удивления не вызывает. Если вспомнить выступления госпожи Голодец, которая является профильным вице-премьером, то статистика хорошо согласуется: в разное время эта цифра составляла 22−23 млн человек. В нынешних условиях 19 млн смотрятся вполне реалистичной оценкой. Во-первых, часть этих людей — это так называемые находящиеся в тени самозанятые. Люди, которые в реальности имеют заметно большие доходы, но статистика этого не видит. У нас достаточно много людей работает в серой зоне — либо самозанятые, либо работники, получающие зарплату в конверте. Остальные же, те, кто действительно попадает в категорию бедных, — это, скорее всего, жители депрессивных регионов. В России высока доля крайне низко оплачиваемых рабочих мест в депрессивных регионах. И государство вынуждено поддерживать такие рабочие места просто из социальных соображений. Что-то сделать с уровнем бедности за какое-то короткое время невозможно в принципе. Определение размера прожиточного минимума — это кусок довольно сложного компромисса. Поскольку у нас часть выплат так или иначе связана с размером прожиточного минимума, то и повышение этого показателя будет связано с заметным повышением расходов в бюджете. В ближайшее время на это пойти никто не хочет. Поэтому наш российский прожиточный минимум — он реально суровый, и он реально прожиточный. Академический ответ на вопрос «Кто является бедным, а кто нет?» тянет на Нобелевскую премию. Это очень сложный вопрос. Действительно бедными Всемирный банк считает людей с доходами менее $2 в день. Согласитесь, что это намного меньше нашего прожиточного минимума.
Юрий Горлин, заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:
Важно понимать, кто находится в зоне бедности: это, прежде всего, семьи с детьми и работающие бедные. И меры должны быть целевым образом направлены на каждую из этих групп. Что касается семей с детьми: здесь принимаются самые разные меры, главным образом это пособия. Одно из последних было принято в конце прошлого года — увеличенные пособия для новорождённых, если доход домохозяйства менее полутора прожиточных минимумов. Дальнейшие меры связаны либо с увеличением размера такого пособия, либо с расширением их действия, в том смысле, что их станут выдавать не только на вновь родившегося ребёнка и не только до полутора лет, а до большего возраста и так далее. Для большей эффективности надо предоставлять деньги именно из принципа нуждаемости. Потому что бывает так, что выделенные деньги поступают не вполне адресно. Систему оценки нуждаемости в такого рода пособиях надо развивать, она не в полной мере работает, учитывая только легальные (подтверждённые) доходы — 2-НДФЛ и так далее. Но имущественное и доходное положение людей можно сегодня оценивать более точно и выделять деньги именно тем, кто реально в них нуждается. Помимо этого, есть смысл давать пособия, исходя не из абсолютных цифр, а ориентируясь на принцип компенсации дефицита домохозяйств. Одному, например, до суммы в 1,5 прожиточных минимума не хватает 1000 рублей, а другому — 10 000. Так вот, тому, кому не хватает только одной тысячи, не давать всё пособие целиком, а давать только вот эту дельту — тогда это будет эффективное целевое расходование средств. Что же касается работающих бедных, то здесь уже много что сделано. В частности, повышен МРОТ. Можно, конечно, рассуждать, в какой мере адекватен прожиточный минимум. Ответ неоднозначен. Ещё одна вещь, которая напрашивается и которая есть почти во всех странах, но которой нет в России, — это введение необлагаемого минимума по налогу на доходы физических лиц. Если у человека относительно низкий доход, то с него НДФЛ не удерживают, дабы его располагаемые доходы были больше. Такая мера ведёт к выпадающим доходам субъекта, прежде всего муниципалитета. Есть разные предложения относительно того, как это можно компенсировать. Самое простое — повысить НДФЛ других людей, с более высокими доходами. Есть и другие меры. Скажем, системы других вычетов — инвестиционных, имущественных и так далее. Эти вычеты заимствованы из опыта других стран, где существует прогрессивная шкала налогов, а применяются они в России, где действует плоская шкала — 13% вне зависимости от уровня доходов. Если рационализировать вычеты, то можно было бы в значительной степени компенсировать выпадающие доходы и ввести этот вычет для лиц с невысоким уровнем дохода (один или два прожиточных минимума — это надо обсуждать), и тогда бы это способствовало снижению уровня бедности среди работающего населения. Сейчас президент поставил задачу двукратного снижения бедности к 2024 году. Это крайне амбициозная задача. Однако бедность уже несколько снизилась. Я думаю, что это следствия повышения МРОТ. Опять же — пособия на детей. Может, сказался на статистике вывод зарплат из тени. Последнее не означает, что уровень реально располагаемых доходов вырос, здесь неформальная зарплата просто перешла в формальную. Также имеет место общий рост зарплат. Какое-то движение есть.