Амнистия капитала законодательно продлена в очередной раз: соответствующий пакет законов одобрил Совет Федерации. Согласно документу, устанавливается третий этап амнистии — на период с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020-го.
Напомним, добровольное декларирование физическими лицами активов и счетов в банках, или «амнистия капитала», осуществлялось в России двумя этапами — с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016-го и с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019-го. Граждане имели право предоставить в налоговый орган или ФНС специальную декларацию, содержащую сведения об имуществе, о контролируемых иностранных компаниях, о счетах в банках за пределами РФ. При этом декларант освобождался от уголовной, административной и налоговой ответственности.
Дополнительные условия
Для третьего этапа декларирования предусматриваются дополнительные условия. Помимо данных, ранее указанных в законе об амнистии капитала, физлицо отражает в декларации сведения о государственной регистрации международных компаний при смене их юрисдикций в соответствии с законом «О международных компаниях».
Также должна присутствовать информация о переводе денежных средств со счетов в банках, расположенных за пределами РФ, на счета декларанта в кредитных организациях России. Для декларантов третьего этапа прописаны те же гарантии, как и для тех, кто воспользовался амнистией ранее.
Очевидно, что амнистия капиталов — шаг вполне эффективный и оправданный, тем более что ранее о нём просил бизнес. Особенно это актуально в период геополитической напряженности и возможной блокировки активов российского бизнеса за рубежом, прежде всего близких к нынешней российской власти бизнесменов, — рассуждает начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян.
Нераскрытый потенциал
По его словам, за всё время амнистии в Россию вернули капитала совокупно примерно на 700 млрд рублей, и потенциал у процесса сохраняется огромный: по различным оценкам, в зарубежных юрисдикциях, в первую очередь оффшорных, хранятся еще 5–8 трлн рублей. В нынешних российских реалиях чем больше будет послаблений для бизнеса в стране, тем лучше, убеждён Авакян.
Идею амнистии капиталов выдвинул ещё Борис Ельцин, если не ошибаюсь, в 1997 году. Очевидно, что на фоне рисков ареста зарубежных активов и проблем с привлечением инвестиций, которые вызваны санкциями, российские власти решили вернуть капитал из-за границы, — говорит руководитель «Информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев, у которого совершенно иной взгляд на ситуацию.
«Две попытки провалились»
В принципе, возвращать есть что, продолжает собеседник News.ru. Точную цифру, понятное дело, никто не даст, но считается, что за границей в офшорах находится примерно $1,3 трлн российского происхождения. Для справки: международные резервы РФ составляют $0,5 трлн.
Однако по факту идея дохлая. Не хочет «офшорная аристократия» возвращать деньги домой. Две попытки провалились, провалится и третья. Единственный вариант для Кремля — послать к владельцам счетов «вежливых людей», — резюмирует Разуваев.
Решение о продлении амнистии во многом связано с удручающей для российского руководства статистикой. По данным ЦБ, чистый отток капитала из страны в 2018 году превысил $42 млрд. Для сравнения: в 2017-м из РФ ушло $25 млрд, в 2016-м — $18,5 млрд. Абсолютный рекорд, напомним, был поставлен в 2014 году — $152 млрд.
Первый этап амнистии капитала, завершившийся 30 июня 2016 года, принёс весьма скромные результаты. Налогоплательщики подали всего 7,2 тысячи деклараций, сообщил глава Минфина Антон Силуанов, предположив, что бизнесмены могли испугаться вопросов со стороны правоохранительных органов. Официально итоги амнистии-2016 не раскрывались: неизвестно, сколько средств было задекларировано и сколько налогов уплачено. Что касается второго этапа, то в ходе него, по словам Силуанова, представители бизнеса задекларировали более €10 млрд.
Чего боятся бизнесмены
По оценке аналитика «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, низкая эффективность амнистии обусловлена недоверием предпринимателей к государству. Речь идёт не столько о потенциально возможном преследовании за нелегальный вывод капиталов, сколько об опасениях, что из-за коррупции информация попадёт к третьим лицам или станет публичной.
Как убеждён, в свою очередь, директор Института нового индустриального развития им. Витте Сергей Бодрунов, в продлении амнистии, тем более на новых условиях, заинтересован весьма узкий круг лиц. Подавляющему большинству возвращать деньги в Россию нет смысла хотя бы с чисто экономической точки зрения. По словам Бодрунова, сейчас речь идёт не об амнистии как таковой, не о безусловном прощении, а о том, что людям предлагают положиться на органы госвласти, к которым доверия изначально нет из-за существующей системы откатов и вымогательства. Кроме того, отмечает эксперт, в отраслях с низкой маржинальностью, в той же торговле, нередко прибыль можно получить, только работая за границей. Просто так отказаться от офшорной юрисдикции нельзя. Это ударит по бизнесу даже без учёта коррупционной нагрузки, которая может ожидать капитал по возвращении в Россию.