Саратов стал самым пьющим городом в России, а в первую пятёрку по потреблению алкоголя населением вошли также Ханты-Мансийск, Пермь, Саранск и Красноярск. Этот рейтинг, составленный независимым агентством Zoom Market, вполне согласуется с показателем ежегодного экономического ущерба для страны от спиртного — около 1,7 трлн рублей, или более 2% ВВП. Всеохватная проблема оборачивается многочисленными потерями для бюджета. Из чего складываются эти потери, разбирался News.ru.

Пьющими, но в меньших масштабах, признаны Чита, Ростов-на-Дону, Челябинск, Хабаровск, Новокузнецк, Санкт-Петербург, Иркутск, Воронеж, Липецк, Краснодар, Москва, Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург, Волгоград, Самара, Омск, Владивосток, Нижний Новгород и Казань — места с 6-го по 25-е соответственно. Опрос проводился в октябре 2018 года в 25 городах России среди 3 тысяч 250 человек в возрасте от 19 до 73 лет. Респондентам предлагалось ответить на три вопроса: «Вы употребляете алкоголь? Как часто вы употребляете алкоголь? Сегодня вы употребляли алкоголь (или планируете)?»

Данные российских ведомств и ВОЗ

Аналогичный рейтинг, но не по городам, а по субъектам Федерации, составило в прошлом году агентство «Трезвая Россия». Наиболее пьющим регионом оказалась Магаданская область, второе и третье места заняли Ненецкий автономный округ и Бурятия. В топ-10 вошли также Чукотка, Пермский край и Нижегородская область. Меньше всего алкоголя было куплено в республиках Северного Кавказа. В Ингушетии и Чечне этот показатель составил 0,1 л на человека, в Кабардино-Балкарии — 0,5 л, а в Северной Осетии — 0,6 л.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Россия, по данным Минздрава, относится к странам — лидерам по количеству употребляемого алкоголя на человека. Наркологической службой РФ зарегистрировано около 2,5 млн больных алкоголизмом — это почти 2% от общей численности населения. Роспотребнадзор сообщает, что около 5 млн подростков в возрасте от 11 до 18 лет регулярно злоупотребляют водкой. По подсчётам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проблема наносит ущерб любому государству, независимо от его экономического потенциала, в размере от 2% до 5% ВВП. В современной России, однако, системным изучением вопроса никто так и не озаботился.

Страшный фактор для производства

«Алкоголь разоряет страну, это давно известно. Американцы подсчитали, что каждый доллар дохода, полученный от продажи спиртного компаниями и торговыми сетями, даёт примерно $8 убытков по всем другим отраслям народного хозяйства», — заметил в беседе с News.ru председатель Союза борьбы за народную трезвость Владимир Жданов.

По его словам, в СССР подобное исследование провёл известный экономист, академик Станислав Струмилин. Учёный доказал, что потери и убытки от потребления алкоголя минимум в три раза превышают экономическую целесообразность. «Работник с похмелья или работник, выпивший на работе, — это ведь страшный фактор, разрушающий производство», — добавил Жданов.

Слагаемые потерь

Суммарный ущерб для государства складывается из двух основных составляющих — это экономические потери и вынужденные прямые затраты, во-вторых, потери неимущественного характера. В первом случае речь, среди прочего, идёт о потерях от преждевременной смерти, особенно в трудоспособном возрасте (отравления, утопления, убийства, ДТП); о потерях, связанных с выплатой средств по медицинскому и социальному страхованию; о прямых затратах на содержание, лечение и социальную реабилитацию больных алкоголизмом; о расходах на содержание системы исправительных учреждений; о потерях госбюджета от незаконного производства и оборота алкогольной продукции; наконец, о потерях производительности труда. Подсчитано, что прогулы у неумеренно пьющих составляют от 35 до 75 дней в году. Приём небольших доз алкоголя снижает производительность труда на 30%, а при умеренной степени опьянения — до 70%.

Фото: Владимир Песня/РИА Новости

К непрямому ущербу, поясняют эксперты, относится маргинализация и криминализация значительной части социума, деформация системы общественных, семейных ценностей.

Проблема контрафакта

Владимир Жданов не вполне разделяет статистику, приведённую агентством Zoom Market. По его мнению, лучше посмотреть, в каких городах и регионах смертность превышает рождаемость.

«В рейтингах от социологов не учитывается фактор контрафактного или самодельного алкоголя. А вот разница между рождаемостью и смертностью — почти стопроцентный показатель. Вымирающие регионы — самые пьющие», — отмечает председатель Союза борьбы за народную трезвость.

В продаже алкоголя заинтересованы, прежде всего, производители, убеждён собеседник News.ru. По его словам, в России этот «самый опасный на земле наркотик» запущен в свободную продажу, а на экраны телевизоров возвращается агрессивная реклама спиртного. Заметим, что крепкий алкоголь в РФ по-прежнему стоит в два раза меньше, чем в среднем в мире. По доступности спиртного для населения наша страна значительно опережает государства ЕС, за исключением Болгарии и Румынии.

«Жду, когда вслед за безалкогольным пивом будут рекламировать безалкогольную водку. У нас 1% водителей за рулём ездят пьяными. Этот 1% даёт 24% всех тяжких ДТП и 56% смертей на дорогах», — говорит Жданов.

Всё познаётся в сравнении

Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков согласен с тем, что в России остро стоит проблема некачественного, контрафактного алкоголя.

«У нас пьют всякую дрянь, что, конечно, плохо влияет на рабочую силу. Причём эту дрянь зачастую легально производят. И контроль за качеством спирта в должной мере не осуществляется», — отмечает собеседник News.ru.

В то же время, по его словам, по количеству смертей от суррогатного алкоголя на первом месте в мире находится не Россия, а Китай. Отдельная проблема в РФ — это культура потребления именно крепких спиртных напитков, наносящих организму при неумеренном потреблении значительно больший ущерб, чем вино и пиво. Что касается цифры в 1,7 трлн рублей экономического ущерба, которую приводит Общественная палата, Сергей Жаворонков оценивает её двояко, призывая не делать далеко идущих выводов.

«Если сравнивать с российским бюджетом, составляющим 18 трлн рублей, то это вроде как существенно. Если же сопоставлять с консолидированным бюджетом, включающим бюджеты субъектов Федерации, а это — под 40 трлн рублей, то и не особо заметно», — резюмирует эксперт.