22-летний Иван Рудской, известный под псевдонимом Ивангай, является лидером YouTube по количеству подписчиков — у него их больше 11 миллионов. Но сейчас у блогера кризис: новые видео выходят редко, растёт число «дислайков». Один из относительно свежих роликов Ивангай посвятил своему хейтеру, прыщавому подростку, тяжко страдающему от отсутствия новых видео и предлагающему звезде Рунета убраться из YouTube.
Отличительной чертой бренда «Ивангай» всегда были доброжелательность и благостная невозмутимость героя. Самоирония, мягкость, мимимишность, делающая его похожим на плюшевого мишку. Если он заговорил таким языком, значит, ему по-настоящему тревожно.
Ивангай на YouTube — один из самых симпатичных персонажей. У него врождённое обаяние, он неплохой актёр, созданный им образ точно отвечал ожиданиям аудитории. Его карьера могла бы лечь в основу фильма, это абсолютно голливудский сюжет.
Мы имели асоциального подростка-«ботаника» из украинской глубинки. Всё время возившегося с компьютерами, не игравшего на переменах, презираемого пацанами и не интересовавшего девчонок. «Ботаник» был фанатом американских видеоблогеров, о которых в его родном селе никто не слышал, и у него имелась мечта. Он хотел делать что-то похожее. Мальчик был умён, он понимал, что на Украине интернет-культура развита слабо, а потенциальная аудитория находится в России. Иван Рудской выучил русский язык и даже чуть было не выучил японский. В 18 лет судьба свела его с другой, ещё более юной блогершей — 15-летней Марьяной Ро, они стали парой и покорили Интернет.
Девочки-подростки фанатели от мальчика-куклы и девочки-куколки. Впоследствии Ро и Ивангай расстались, но она к тому времени уже стала звездой Рунета, а он — суперзвездой.
Ивангай — одиночка, всё делает сам. Он талантлив, в его роликах мастерски нагнетается напряжение, хороши эффекты и звук. Блогер живёт работой и может неделями выпиливать, делать совершенной сцену. Его продукт — авторский, штучный.
Впрочем, не это объясняет его успех. А то, что блогер обладает артистизмом, обаянием безобидного, смешливого, ни на что не обижающегося подростка, симпатичным лицом и тем, что в своих роликах он занимался тем же, что и они.
Дети прикалываются, пуская сопли, поедая гадости, экспериментируя со своей внешностью, — так они осваивают мир и заявляют о себе. Этим же занимался Ивангай, в своих видео он показывал то, что им близко. Ивангай бросает бутылку так, чтобы она встала, чем-то подобным увлекаются и дети. Они — не мы, для них это важно. Посвящённый метанию бутылки ролик, к тому же, изощрённо снят: в нём есть драматургия, нагнетается действие, а герой естественен и обаятелен.
Ивангай снимал видео для детей и стал для них своим, работая на поле подростковой субкультуры. Затем его зрители выросли, и у них появились другие интересы. Повзрослел и сам Ивангай, и это стало для него огромной проблемой.
Теперь он изображает подростка, и пусть делает это неплохо, но в 22 года трудно казаться ребёнком. Девочкам непросто принять его за ровесника, девушкам неинтересна находящаяся на грани бесполости незлобивость. К тому же интернет-образ Ивангая сильно расходится с тем, чем живёт сегодняшний Рунет. Это высококонкурентная, недоброжелательная, конфликтная среда. Ивангай держался в ней особняком и никогда не воевал с коллегами, но теперь меняется аудитория. К подросткам обращается Навальный, они выходят на демонстрации. Подчёркнуто аполитичный Ивангай ядро своих зрителей не растерял, но на этом фоне он выглядит анахронизмом.
Ивангай переживает трудные времена, и ему впору посочувствовать. Он действительно талантлив и любит своё дело, видео на YouTube нужны ему не для размещения рекламы — Ивангай её почти не продаёт. Но такова типовая судьба популярного блогера: быстро взлететь, стать звездой и миллионером, а после, разойдясь с аудиторией, так же быстро катиться вниз.