Голливуд традиционно считается олимпом киноиндустрии, во многом благодаря щедрому финансированию фильмов. Издание BBC News считает несправедливым зацикливаться на Голливуде и предлагает свою версию величайших фильмов, чьё производство не связано с «фабрикой грёз».
«Семь самураев», Акира Куросава
Философская чёрно-белая драма 1954 года завоевала множество наград и заняла первое место по версии журнала Empire среди 100 лучших фильмов кинематографа. Это картина о гражданской войне и о благородных семи самураях, которых выбрали для спасения загибающейся от беспощадных мародёров деревни. Братоубийственная междоусобица, как водится, породила множество негодяев разной масти, и самураям предстоит эту проблему решить. Изначально Куросава хотел просто снять кино-бытописание об одном дне из жизни самурая, однако вовремя догадался взять за основу реальный сюжет и художественно его обыграть. Режиссёр не прогадал, и фильм действительно выиграл за счёт сильной сюжетной линии.
«Похитители велосипедов», Витторио де Сика
Что значит потеря велосипеда для расклейщика афиш? Прежде всего — увольнение с работы, с которой и так в послевоенном Риме дела обстоят печально.
Фильм 1948 года поразил всех незамысловатым сюжетом и одновременно глубиной. Итальянский режиссёр сделал акцент на самом важном, показав бедную итальянскую семью и жизнь людей такой, какая она была: с отчаянием и верой в лучшее. Трагичному фильму дали «Оскар» и моментально поместили в разряд культовых. В рейтинге BBC News он занял почётное второе место.
«Токийская повесть», Ясудзиро Одзу
Душераздирающая драма о семейных ценностях и о стариках, которые никому не нужны. Пожилая пара приехала из провинции в Токио, чтобы навестить успешных сына и дочь, однако дети не находят на них времени и отправляют родителей отдыхать на курорт. После ночи на ненавистном и негостеприимном курорте старики возвращаются в Токио, и отец идёт кутить с собутыльниками, а мать едет к вдове другого сына. Парадоксально, но безутешная женщина оказывается единственной, кому интересна всеми забытая старушка.
«Расёмон», Акира Куросава
Короткий чёрно-белый фильм мощно повлиял на кинематограф, благодаря одному ранее неизвестному приёму. Детектив примечателен тем, что в нём впервые показано одно и то же событие с точки зрения различных людей. Именно «Расёмон» 1950 года вывел японский кинематограф на мировой уровень — картине присудили «Оскар». В «Расёмоне», как в классическом детективе, всё начинается с убийства мужчины и изнасилования его жены.
Фильм наглядно доказывает простую истину: сколько людей — столько и мнений.
«Правила игры», Жан Ренуар
Французская драма 1939 года о том, что можно быть безнравственным, главное — соблюдать правила игры. Это история про авиатора, который совершает рекордный перелёт и на земле во всеуслышание сообщает, что он сделал это ради любимой. А любимая в это время проводит время в компании мужа, у которого, впрочем, тоже есть любовница. Однако при этом мужчина оказывается ревнивцем и собственником и предупреждает авиатора, что тот никогда не получит его жену, так как не соблюдает правила игры. Скоро оба по стечению обстоятельств попадают в такое место, где можно не церемониться и не сковывать себя этими правилами.