После Нового года наступает время долгих каникул и вступают в свои права сон до обеда, безделье и, как следствие этого, ничем не омрачённое счастье. Кто-то отправляется за границу, другим милы отечественные курорты, но велико число тех, кто предпочитает горным лыжам старого, проверенного и надёжного друга — собственный диван.

На диване хорошо спать, смотреть телевизор, но можно и читать — число тех, кто ещё не разучился это делать, всё ещё внушительно. News.ru представляет свой собственный список для постновогоднего чтения: в нём нет новинок, зато много наших добрых друзей — книг, с которыми нам было интересно. Для вашего удобства мы подразделили список по жанрам.


Современный западный детектив

Филлис Дороти Джеймс — признанная королева английского детектива. Её книги очень любит Елизавета II — Джеймс стала баронессой, кавалером ордена Британской империи и пожизненным пэром Палаты лордов. К тому же она один из немногих авторов детективов, кто действительно работал в полиции, хоть и в отделе кадров. Джеймс дослужилась до высокого чина суперинтенданта: сама она преступления не расследовала, но полицейскую кухню знала назубок.

Герой, объединяющий одну из её серий, инспектор Адам Далглиш, отличный сыщик, человек, несчастный в любви, и известный поэт, в Англии стал чем-то вроде национального героя. На каникулах хорошо почитать «Лицо её закройте» первый роман Джеймс, после которого она стала знаменита. К нему не худо бы добавить и третью книгу цикла, которая называется «Неестественные причины».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: Издательство АСТ

В первой книге речь идёт об убийстве в дворянском особняке, во второй Далглиш приезжает в сельский тётушкин дом, чтобы провести там несколько дней, и вскоре, разумеется, обнаруживается труп, а затем инспектор сталкивается с пренеприятной компанией литераторов. И там и там есть лихо закрученная интрига, мастерски прописанные характеры, но главное всё же в другом.

Главное — в пленительном, до мелочей выверенном быте, точных деталях, том, как Джеймс изображает увитую плющом старинную усадьбу и коттедж, где в огромном камине пылает плавник, в том, что под конец «Неестественных причин» собиравшийся бросить женщину Далглиш сам остаётся с разбитым сердцем.

Филлис Дороти Джеймс часто связывают с Агатой Кристи, но на самом деле её книги интереснее и лучше написаны.

Кто-то любит современный детектив, но другим по душе обрамляющие интригу камзолы, парики, а то и древнеримские тоги. Поэтому наш мини-обзор завершает...


...исторический детектив

Джон Мэддокс Робертс начинал как автор фэнтези. Он написал энное количество книг о Конане-варваре, которые не принесли ему славы. Но его исторические детективы очень хороши, цикл SPQR — «Именем Сената и народа Рима» — стал классикой жанра, и это справедливо. Очарование этим книгам придаёт их главный герой, молодой патриций Деций Метеллиус, умница, лоботряс и сыщик-любитель. Дело происходит на закате Республики и в преддверии Империи: человеческая жизнь в Риме не стоит ни гроша, к власти рвутся сильные люди Вечного города, каждый из которых оставляет за собой шлейф из трупов, крови и загадок. Главный герой распутывает их тайны, заодно уворачиваясь от опасностей, которые угрожают ему самому. Он наблюдатель, не боец, но уцелеть ему удаётся чудом.

Фото: wikipedia.org

Робертс не профессиональный историк (они часто становятся авторами исторических детективов или приключенческих книг), но ему удалось написать живой и убедительный портрет Вечного города. Улицы здесь вонючие, нравы жестокие, обычаи непонятны для современного человека, а в затылок дышит гражданская война. Правда тут, в общем, не нужна никому, но герой всё-таки ухитряется вытаскивать её на свет божий — не ради славы Рима, но для собственного удовольствия.

Всего Робертс написал десять книг о сыщике-патриции, у нас переведены четыре, и прочесть стоит все. И «Королевский гамбит», и «Заговор в Древнем Риме», и «Святотатство», и «Храм муз». Название первой книги оставим на совести тех, кто его придумал, — шахмат в Риме времён античности, как известно, не было.